- Что мы знаем о празднике
- История:
- Икона праздника
- Значение Преображения Христа
- Преображение Господне Википедия
- Славянские традиции на 19 августа
- Истолкование событий на горе
- Особенности празднования
- Праздничное песнопение
- Народные традиции
- Как празднуют на Святой Земле
- О чём говорят приметы
- Событие праздника и его эортологическая динамика
- События, легшие в основу праздника
- Чин освящения плодов на Преображение Господне
- Послание к верующим
- Преображение Господне дата в других церквях
- Праздник в православном богослужении
- Характеристика торжества Преображения Господня
- Преображение Господне на горе Фавор
- Особенности праздничного богослужения
Что мы знаем о празднике
Дата: 19 августа
Событие: мы помним евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его божественной и вечной славе.
История:
Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди торжественный вход в Иерусалим, Тайная вечеря, крестная смерть и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, кого они считают Его. Тогда Петр ответил твердо и без колебаний: Ты Христос, Сын Бога живого (Мф 16:16), выражая мнение всех апостолов. Смысл его слов заключался в том, что до этого сам Иисус никогда открыто не открывал им свою божественную природу, чтобы апостолы поверили в него как в Бога не принудительно, а свободно. В конце концов, он мог бы открыться перед учениками во всем своем величии и славе уже в начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением того, что было открыто перед ними.
В то же время Господь, начиная «готовить» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что он должен пойти в Иерусалим и сильно пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым и воскресшим на третий день. (Мф 16:21). Эти слова так опечалили апостолов, что Петр даже стал противоречить Учителю: «Помилуй себя, Господи! да будет это не с тобой! (Мф 16:22).
Через несколько дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, пошел на гору Фавор помолиться. И когда они достигли вершины, Христос преобразился перед ними: и лицо Его засияло, как солнце, и одежды Его стали белыми, как свет (Мф 17: 1-2). В то же время появились два великих ветхозаветных пророка, Илия и Моисей, которые говорили с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Луки 9:31).
Светящееся облако спустилось на гору, с которой был слышен голос Бога Отца: Это Сын Мой возлюбленный, в Котором я очень доволен; Послушайте его (Мф 17.5). Апостолы в ужасе упали на землю.
Когда они услышали обращенные к ним слова: «Встаньте, не бойтесь» (Матфея 17: 7), и они пошли вверх, ветхозаветные пророки и облако уже исчезли, и их Учитель предстал перед ними — не более ярким, чем ослепляющий свет.
Таким образом Спаситель открыл Свою Божественную природу Апостолам, укрепив их в вере перед его следующими мучениями и смертью на Голгофе и показав всем, кто последует за Ним, свет, в котором Он будет преобразован в Царство Небесное.
Икона праздника
Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер до того, как достиг обетованной земли, Илия был принесен живым на небеса. Их появление, как пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, Он имеет власть над небом и землей».
Гора Фавор прекрасна. Камни на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ веры, сильной как камень.
Ослепленные светом апостолы лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают лица руками, не смея смотреть на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! нам приятно быть здесь».
Миндаль — это круг света вокруг Христа, символ божественной славы и величия.
Лучи света, исходящие от фигуры Христа, являются образом света Преображения: его одежды стали сияющими, очень белыми, как снег, как не может белеет земное блюдо (Мк 9: 3).
Свет Фавора — это свет божественной славы, которым сиял лик Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что за свет был создан или нет. Следовательно, восторжествовала позиция св. Григория Паламы, писавшего, что ученики Христа «видели и видели наверняка это нетварное и божественное сияние, в то время как сам Бог оставался невидимым в своем самом существенном Сокрытии». А так как сам Христос освятил этим светом человеческую природу, то каждый верующий в Спасителя, по учению Церкви, тоже может быть достоин своего личного Преображения, познав нетварное, свет Фавора. Это величайшее значение двенадцатого праздника. Феофан Грек, известный русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас он хранится в Третьяковской галерее.
Свет Фавора в палитре Феофана Грека, казалось, «материализовался», проблесками присутствуя на каждом изображении.
Значение Преображения Христа
Толкование церкви видит в этой библейской истории две стороны, которые дополняют и подтверждают друг друга.
- Господь преображается на горе Фавор и являет Свою славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы точно увидели, сколько они могли знать в тот момент своим умом. Господь показал ученикам, что Он истинный Бог.Гора Фавор вошла в историю Нового Завета как гора Преображения Господня
- Православный человек всегда должен помнить, что вместе с изменением Сына Божьего изменилась и телесная природа его учеников. Свет Небесный также изящно освятил окружающий тварный мир. Не только обычные тканые одежды Христа были пропитаны лучами Царства Всевышнего, но и вершины окружающих гор сияли белым великолепием.
Всем известно, что Адам и Ева ослушались Небесного Отца и вкусили плод греха, поэтому люди упустили возможность жить в небесных обителях. Знание о разложении материальной природы не должно приводить верующего в состояние отчаяния, поскольку есть священные писания, которые говорят правду. Евангелие дает христианам надежду на то, что человечество и окружающая природа вернутся к своему древнему вечному состоянию блаженства и духовной чистоты.
Краткое Преображение Господа, продолжавшееся несколько минут, означает, что в определенное время Вселенная вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находившиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетель и преданность Господу: они приобрели исключительное духовное видение и никогда не сомневались в свете славы Сына Божьего.
Преображение Господа произошло, чтобы укрепить веру его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду, что с Его смертью служение не закончится, а только начнется. Он преобразился, проявив силу и вдохновил апостола узнать о своей добровольной жертве, приносимой за мир.
Иисус подтверждает, что он умрет не от беспомощности или унижения, но для блага человечества. Он показал Царство перед смертью, силу перед страданием и великую славу перед бесчестием на кресте.
Преображение Господне Википедия
Википедия говорит: легенда повествует об учреждении праздника Преображения Господня в 4 веке в Армении. У ее истоков был просвещенный священномученик Григорий, первый католикос всех армян. Изначально праздник отмечали только восточные христиане.
По другим данным, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Морис. Известно, что в восьмом веке это событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник был окончательно учрежден при императоре Льве-философе около 900 года.
Дата празднования Преображения Господня в Православие — 19 августа по новому стилю. Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. Точное обоснование ссылки на эту дату неизвестно. Есть версия, что совпадает с днем освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения Господня.
Также предполагается, что церковь приурочила празднование к концу сбора урожая, которое сопровождалось торжествами, посвященными богу Вакху. Это должно было помочь вытеснить языческие верования. Праздник — один из двенадцати, то есть из двенадцати великих праздников.
Славянские традиции на 19 августа
В православном мире, разбавленном языческими отголосками, были интересные традиции.
- До «Яблочного спасителя» есть яблоки считалось большим грехом. В праздник эти плоды обязательно освящали в церквях и клали на могилы умерших.Освящение яблок как выражение благодарности Богу за благословение природы
- Славянские девушки прервали пост с яблоками и загадали жениху желание. На этом фестивале из фруктов готовили блины и пироги, украшенные грибами и ягодами.
- Была традиция встречать солнце, петь песни и танцевать кругами. Южные и западные славяне 19 августа начали собирать виноград и после освящения в храме есть его. Некоторые владельцы предприняли определенные действия для увеличения своей урожайности.
- В Сербии верили, что 19 августа небо и земля преобразились, а македонцы верили, что в этот день можно увидеть Бога и загадать желание.
19 августа Православная Церковь ежегодно отмечает торжество Преображения Господня. Этот праздник демонстрирует истинную природу Бога, воплощенного в человеческом теле.
Совет! Каждый христианин должен организовать свою жизнь так, чтобы он мог созерцать истинный Свет Царства Небесного, сияющий для всех праведников.
Истолкование событий на горе
Во время своего земного путешествия Господь ни одно из чудес не совершал без особой цели. Каждый из них служит для обучения и назидания. Как описываемое событие интерпретируется в соответствии с его духовным значением?
Преображение Господне имеет следующее толкование в богословии.
- Демонстрируется феномен Святой Троицы. То есть, открывая его людям через Единого Бога, из облака Бог Отец призвал слушать свое учение.
- Преображение Иисуса говорит о проявлении в нем как в Сыне Божьем двойственной природы, человеческой и божественной. Эта двойственная природа всегда вызывала споры среди богословов.
- Отцы церкви считают Преображение знамением того, что все люди будут преобразованы в Царство Небесное.
- Также символично присутствие двух пророков с разными судьбами. Моисей умер естественной смертью, и Илия был взят на небо живым. Это говорит о подчинении всех живых существ Богу.
Особенности празднования
- Яблочный Спаситель: Так люди называют Преображение Господне. Причина этого — требование церковного устава освещать в этот день плоды, связанные со свежесобранным урожаем. По старинной традиции люди приносят плоды в храм, чтобы помолиться над ними в конце литургии (мессы) — основного богослужения.
- И даже в этот день православные впервые могут полакомиться плодами нового урожая. До Преображения Господня нельзя есть яблоки и виноград. Это ограничение начинается с поста Петрова.
- В день Преображения Господня служители Православной церкви используют белые одежды как символ вечного божественного света, отражающегося на Фаворе в лике Иисуса Христа.
- На Яблочном курорте можно полакомиться рыбой — как своеобразное праздничное угощение строгим постом.
Праздничное песнопение
Праздничное пение или акафист в честь Преображения Господня содержит толкование евангельских событий. Молитвы, произносимые в это время в храме, обращенные к Иисусу Христу, носят характер хвалы и мольбы. Каждый икос (часть утреннего канона) заканчивается словами апостола Петра, произнесенными им в Фаворе в момент радости, что добро (добро) является для всех нас под защитой благодати Божией. Вторя апостолу, они прославляют милость Бога, возвышающую человека до его величия.
Вручение Преображения Господня — окончание праздника — состоится 26 августа. Ахаист в Преображение Господне часто совершается во время вечернего богослужения в начале торжеств. Но читать его можно всю неделю. Молитва обычно завершает Литургию.
Народные традиции
Празднование Преображения Господня в Православие имеет свои особенности. Следуя многовековым традициям, христиане готовят запас свежих фруктов, которые часто собирают с их собственных приусадебных участков.
Созревшие и привлекательные на вид плоды приносят в храм и кладут на стол в центре. Готовятся к освящению. Это действие особенно радует малыша. Детям выдают корзины с фруктами, чтобы они оставались одни.
В некоторых семьях в этот праздник есть обычай поздравлять друг друга и дарить подарки, читать стихи. По окончании службы люди возвращаются домой и начинают праздничный обед, который начинается с употребления освященных плодов. В исключительных случаях христиане могут есть рыбу, несмотря на пост. Также в Яблочном курорте подают разнообразные яблочные и медовые блюда: пирожные, джемы. И даже в этот день принято навещать родственников и хороших друзей.
Как празднуют на Святой Земле
Святая Земля также празднует Преображение Господне, но со своими особенностями. На горе Фавор обычно царит покой и уединение. Паломники здесь появляются, как правило, от Великого поста до Пятидесятницы. Но по мере приближения Преображения настроение меняется. Русские туристы и паломники занимают общежития и отели. Верующие также приезжают из окрестностей, чтобы отпраздновать это событие в непосредственной близости.
После вечерней службы люди обедают и ложатся спать как можно раньше, чтобы присутствовать на утреннем праздничном богослужении на восходе солнца. Литургия обычно сопровождается причастием, и прихожане крестят детей.
Особым образом празднуют местные христиане. Ставят палатки на кладбище. Они пьют вино, танцуют под музыкальные инструменты, стреляют из ружья, поют песни, разговаривают за столом, шумят и часто что-то ремонтируют. Веселье заканчивается первым звонком колоколов, вызывающим утреннюю службу.
В конце мероприятия начинается шествие, приветствуемое радостными возгласами и выстрелами. После литургии веселье продолжается.
О чём говорят приметы
Празднование Преображения Господня сопровождается народными приметами, которые в основном связаны со сбором урожая.
- Во время праздника принято угощать бедных и бедных плодами своего участка. Тогда в следующем году урожай будет обильным. Если этого не произойдет, хорошего урожая не будет.
- Пшеницу нужно собирать до 19 августа, так как после этого дня дожди ей очень плохо. Такие дожди принято называть «зерновыми дождями».
- Церковный запрет на употребление фруктов до Спаса яблок связан с их недозреванием до этого времени. Виноград и яблоки созревают только в последней декаде августа. Вот тогда они и пригодятся. Верующие связывают нарушение «яблочного воздержания» с грехом первых людей в Эдемском саду, которые вкусили запретный плод и навлекли гнев Божий на себя и своих потомков.
Как учит Православная Церковь, национальные знаки не могут быть возведены в абсолют. Мы должны относиться к ним как к данью традициям и уделять больше внимания духовному значению праздника.
Событие праздника и его эортологическая динамика
Этот праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Он описан в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1-6; Mc. 9: 1-8; OK. 9: 28-36.
В последний год своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь накануне следующих страданий начал открывать ученикам, что «Он должен пойти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжники! да будьте убиты и воскрешены в третий день »(Мф 16:21). Слова Учителя очень опечалили Апостолов, и особенно Петра, который начал укорять Спасителя, говоря: «Будь милостив к самому себе, Господи! да не будет этого с вами! »(Матфея 16:22). Заметив боль учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос пообещал некоторым из них явить славу, в которую он будет облечен при его уходе: свое царство». (Матфея 16:28).
Шесть дней спустя Господь в сопровождении своих учеников покинул Кесарию и направился к границе Галилеи. Остановившись на горе Фавор, он взял с собой трех учеников, Петра и братьев Иакова и Иоанна, и поднялся с ними на вершину, чтобы помолиться. И апостолы, утомленные, заснули: «А Петр и бывшие с ним были отсыпаны» (Лк 9:32).
Во время сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда он молился, лицо его изменилось, и одежды его стали белыми и сияющими» (Лк 9:29). Проснувшись ото сна, апостолы увидели Его в сияющих одеждах с ярким светом, исходящим от Него. Христос говорил с двумя людьми, пророками Моисеем и Илией, о надвигающихся страданиях. Когда беседа подошла к концу, Петр преисполнился смелости и сказал Господу: «Учитель! Нам хорошо здесь быть, мы делаем три хижины: одну тебе, одну Моисею и одну Илии »(Луки 9:33). Но Иисус сразу показал ему, что ему не нужна скиния, что он тот, кто 40 лет делал шатры из облака в пустыне для своих отцов. «Когда он еще говорил, — говорит евангелист Матфей, - вот, светящееся облако осенило их; и вот голос из облака, говорящий: Это Сын Мой возлюбленный, в Котором я очень доволен; Слушайте Его »(Матфея 17: 5).
При этих словах апостолы в великом страхе упали на землю. В это время слава Господня, а с ней и пророки, скрылись от них. Господь подошел к ученикам, которые лежали на земле, и сказал: «Встаньте, не бойтесь» (Мф 17,7). Посмотрев вверх, апостолы не увидели никого, кроме Господа Иисуса, и начали спускаться с горы. Дорогой Господь повелел им никому не рассказывать о видении, пока он не примет страдания и смерть и не воскреснет на третий день. Апостолы удовлетворили просьбу Спасителя и пока молчали об увиденном.
Несмотря на то, что запомнившееся событие произошло за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, иначе празднование произошло бы во время Великого поста. Согласно устоявшейся традиции, Преображение Господне отделяет 40 дней от Воздвижения Креста Господня, которое отмечается 14 сентября, когда Церковь еще помнит страсти Христовы и Его крестные страдания. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в качестве отдельного праздника поминание Преображения Господня несомненно было связано с пасхальным циклом, на который до сих пор указывают тропарь и кондак этого дня:«… да, когда пока они не увидят распятие”».
Что касается хронологии учреждения праздника, то в исторической литургии встречаются версии об очень древнем его происхождении: «С 900 г в Византии праздновалось как… Преображение Спасителя».
Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в этот период равная апостолам Елена, мать Константина Великого, воздвигла на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Некоторое время Преображение было местным праздником в Палестине. Только с V века празднование распространилось на христианский Восток.
События, легшие в основу праздника
Христос, взяв трех учеников, взошел на гору. Подъем был явно трудным. Устав от дороги, ученики заснули. Во время их сна Иисус изменился:
«И когда он молился, вид лица его изменился, и одежда его сделалась белой и сияющей» (Лк 9:29).
Проснувшись, ученики увидели, как Господь разговаривает с двумя пророками: Моисеем и Илией. Сияющий свет и божественная благодать, исходящая от Христа. От радости, разлившейся вокруг, Петр захотел навсегда остаться на горе Фавор. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — для Него и двух пророков.
«Когда он еще говорил, вот, светящееся облако осенило их; и вот голос из облака, говорящий: Это Сын Мой возлюбленный, в Котором я очень доволен; Слушайте Его »(Матфея 17: 5).
Ученики испугались и упали на землю, закрыв лица руками. И вся слава Господа и Его пророков исчезла. Когда ученики встали, они увидели только Иисуса Христа.
Когда Господь сошел с учениками с горы Фавор, Он повелел им хранить молчание о явленном им видении. Молчание, пока он не воскреснет из мертвых. Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, которые не хотели отпускать его на добровольную жертвенную смерть. Своим преображением Христос ясно показал апостолам свою божественную природу. И через появление двух ветхозаветных пророков он подтвердил, что его будущая Смерть на Кресте — это исполнение древних пророчеств о Мессии.
Чин освящения плодов на Преображение Господне
В определенной степени, что, однако, невозможно преувеличить, праздник Преображения связан и сопоставим с праздником кущей Ветхого Завета. Эта взаимность также подтверждается традицией освящения плодов обоих этих праздников.
На Востоке в начале августа созревают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дар этих плодов. В первые века христиане жертвовали часть урожая храму для совершения таинства Евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в праздник Преображения Господня приобрело особое символическое значение. Преображение Христа показывает то новое, преобразованное и благодатное состояние, которое человек и мир приобретут с воскресением Христа и которое будет реализовано в воскресении людей. И вся природа, пришедшая в беспорядок с того момента, как грех вошел в мир через человека, теперь вместе с человеком ожидает следующего обновления. Поэтому необходимо сказать несколько слов об обряде освящения плодов, разработанном в Русской Православной Церкви и очень любимом православными. Со временем рассматриваемый праздник даже получил название Спасителя яблок, так как в этот день освящают яблоки — самый распространенный фрукт в России.
Таким образом, после молитвы вне амвона, во время пения тропаря и кондака праздника, священник ладит плоды. Затем диакон провозглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «о причастии грозди»: «Благослови, Господи» и молитву «об овощах, приносящих первые плоды»: «Учитель, Господь Бог наш ». Затем — петь тропарий — окропить плоды святой водой. Далее следует «Имя Господне» и выпуск праздника.
Послание к верующим
Преображение Господне относилось не только к Христу, но и к трем его ученикам. Истинно верующий христианин должен стремиться к такому же очищению. Религия — это наука, которая требует изменения и исправления индивидуальной личности. Христиане живут, чтобы в определенное время иметь ясное видение животворной благодати, которую апостолам посчастливилось увидеть на горе Фавор.
Икона Преображения Господня
Однако призвание православных — это не только личная трансформация, но и ответственность за свое собственное окружение, Вселенную. Христианин — добрый правитель и защитник материального мира. Спаситель показал пример, искупив человеческие грехи через жертву, смерть и чудесное воскресение. Не менее важная задача защиты веры является центральной для истинно верующих.
Важно! Когда человек осознает всю полноту ответственности за происходящее, он стремится достичь блаженства, тогда бесконечная Вселенная и сам Творец открывают ему верные пути и дарят ему все богатства.
Святые просят милости и получают взамен. Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращаются забытые радость и счастье бескорыстного служения Богу.
Преображение Господне дата в других церквях
Для католиков этот день имеет статус праздника, но не праздника, то есть его «ранг» ниже. Он выпадает на 6 августа, но если это будний день, его можно перенести на следующее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.
Для христиан Армянской Апостольской церкви это один из самых любимых в народе праздников. Впервые он отмечался в начале года по армянскому календарю и был языческим. Люди облили друг друга водой и выпустили голубей в небо. Сегодня эти элементы сохранились, но церковь придала им христианское значение. Это напоминание о потопе. В VI веке Преображение вошло в число пасхальных праздников и было перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.
Праздник в православном богослужении
Некоторые сведения, касающиеся диахронической специфики празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из произведения А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на горе Фавор». В частности, он пишет: «К 6 августа, в день праздника Преображения Господня, жизнь на горе Фавор приобретает не только живой характер, но и чрезмерно игривую, чуждую спокойствию и абсолютной тишине, царящей здесь, в обычное время . в этот день приезжает со своей свитой или митрополит Назаретский, или даже один из синодальных епископов Иерусалима».
Владыка совершает вечернее богослужение с местным и приходящим духовенством. Специально приглашенные певцы стараются сделать ночное бдение еще более пышным с помощью музыкальной партитуры аниксандарий (стихи из псалма «Благословен Господь, душа моя»), кекрагарии (стихира в «Господи, кричал») и доксастарий. — главники. В дополнение к обычному небольшому торжественному входу всех священников для пения «Тихий свет», на литии совершается также освящение хлебов, и когда верующие собираются в церкви знаменательно, они выходят на монастырский двор под открытым небом для празднования литии и освящения хлебов».
Утреня совершается в обычном порядке по приказу Великой Константинопольской Церкви, вплоть до великого славословия, после чего сразу следует литургия. Если ему служит епископ, то по общепринятому обычаю сначала происходит его облачение — посреди церкви, а священные облачения епископа снимают с алтаря служащие с ним священники после восклицания диакона: «Священники, выходите».
Во время литургии, а также на утрени, некоторые ектении и восклицания произносятся на церковнославянском языке, а Апостол и Евангелие читаются на трех языках: греческом, арабском и церковнославянском.
По окончании литургии совершается молебен и крестный ход вокруг Преображенской церкви.
Путь в рай
Местная особенность праздника заключается в том, что палестинские христиане часто приурочивают крещение своих детей к Дню Преображения Господня, а также ко времени первого пострига детей, достигших трехлетнего возраста и старше. Поэтому накануне Фавора в монастыре совершается обряд крещения. В день самого праздника, во время литургии по Евангелию, епископ читает молитвы «на постриг власовский» и крестно пострижает детей, произнося: «Раб Божий (имя рек) постригается во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ». Затем произносится краткая усиленная ектения для принимающего и того, кто будет пострижен, и совершается отстранение.
В синхронном аспекте Преображение Господне в Русской Православной Церкви относится к неподвижным праздникам Господним и имеет все литургические характеристики великого празднования двенадцати. Кроме того, здесь есть предпраздничный день (5 августа) и семейный — предпраздничный (с 7 по 13 августа). Доставка состоится 13 августа.
Характеристика торжества Преображения Господня
Святоотеческие проповеди, посвященные празднику, восходят к V веку. В VII-VIII веках празднование постепенно распространилось на восточные земли, в западных регионах оно не имело такого сильного значения. На 6 августа были назначены богослужения (по старинке), чтобы уничтожить языческий «вардавар» — праздник, отмеченный предсказанием своей судьбы на ведре, в котором лежали оторванные уши.
Автор текстов молитв — Косма Маюмский. В первом каноне праздника сказано: «Господь воззвал», во втором — в стихах преподобного Иоанна Дамаскина. Издревле 6 августа (по старому стилю) было принято освящать виноград и колосья пшеницы. В России яблони кое-где освятили.
- Празднование Преображения Сына Божьего состоит из предпраздничного праздника и недели после праздника. Культ традиционно совершается в белых одеждах, которые символизируют распространение божественного света, исходящего с вершины горы Фавор.Ризы священников и прихожан на Преображение должны быть белыми
- В церкви обязательно следует соблюдать обряд ночного бдения. Утром проводится литургия, после которой читаются молитвы с благословением винограда и любых фруктов.
- Тропарий повествует о Преображении Господа перед любимыми учениками и желании обычных грешников увидеть то самое божественное великолепие, которое приносит радость. В кондаке говорится, что это событие должно подготовить апостолов к следующему видению распятия Христа и убедить их в добровольной жертве во имя спасения человечества.
- Стихеры и каноны часто сравнивают Преображение в Фаворе с эпизодом из Ветхого Завета, в котором рассказывается о явлении Господа перед Моисеем на горе Хорив. Однако ветхозаветный пророк не может видеть лица Господа. Только в Новом Завете человек мог восхищаться образом Вседержителя, спустившегося на землю и ставшего одним из нас.
- Литургические атрибуты также говорят о явлении Бога другому пророку: Илии. Это событие было предвестником страшного урагана, землетрясения и разрушительного пожара. Однако Всевышний инициирует общение в спокойном дуновении ветра, символизируя милосердие к своему любимому творению.
- Утреня и евангельские литургии рассказывают о событии, которое произошло на горе Фавор. Этот же эпизод также освещен с помощью апостольских текстов, в которых содержится рассказ о непосредственном свидетеле этого чудесного явления — апостоле Петре.
Важно! Искреннее общение с Творцом, покаяние в грехах и добрые дела могут сделать человека лучше. Подражая Господу и Его ученикам, православные верующие приближаются к тому Свету познания, который освещал вершину горы Фавор перед событием Распятия. Следует молиться, соблюдать пост и отвлекаться от всего материального — это основы христианского учения.
Преображение Господне на горе Фавор
События, послужившие поводом для праздника, описаны в Евангелиях и повествуют о том, что Иисус вместе со своими возлюбленными учениками — Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор, чтобы вознести молитву Богу Отцу. Когда он ее прочитал, случилось чудо: его лицо озарилось, словно в лучах солнца, и его одежда стала белой, как снег. В то время рядом с Христом были пророк Илия и Моисей. Они говорили о его будущих мучениях во имя искупления человеческих грехов.
Увидев преображение Сына Божьего и сказав, что им хорошо здесь быть, Петр предложил поставить на горе три шатра для Иисуса и обоих пророков. Затем на них спустилось облако, из которого раздался голос Бога, призывающий послушать своего «любимого» сына. После того, как видение исчезло, Иисус запретил рассказывать о том, что он видел и слышал, до тех пор, пока он не воскрес из мертвых.
Особенности праздничного богослужения
Преображение Господня — двенадцатый праздник, поэтому богослужение в этот день носит торжественный характер. На вечерней службе подают литий и совершают освящение хлебов. Поются Великий Прокимен, праздничные гимны и Преображенский канон. На литургии также являются праздничными антифонами и тропарами. Вместо «Кушать стоит» разворачивается праздничный плакат. Со дня Преображения Господня до окончания праздника духовенство носит белые облачения.
Главная особенность праздника — обряд освящения плодов. Обычно прихожане несут с собой корзины с разными фруктами. После молитвы вне амвона священник освящает их, окропляя святой водой. Обряд освящения плодов символизирует снятие с природы печати проклятия, упавшего на всю землю с падением человека.
Читайте также: Церковный праздник сегодня: дни памяти святых