- История Казанской иконы
- Обретение святыни
- Явление Казанской иконы
- Долгая дорога домой
- Смутное время
- Новоказанская икона в новой России
- Великое множество списков
- «Вон из СССР»!
- Америка-Канада-Америка
- Казанский образ в войне 1812 года
- Похищение образа
- Всемирная ярмарка
- Возвращение чтимого списка из Ватикана
- Где находится Казанская икона
- Наше время. Возвращение
- Оригинал Казанской иконы
- «Песчанская» икона Богородицы
- Завещание
- Списки Казанской иконы
- Список в ополчении
- Таинственная старушка
История Казанской иконы
Обретение святыни
Образ Богородицы появился в Казани в 1579 году, когда этот город еще было трудно назвать русским. Прошло всего 27 лет с момента взятия Ивана Грозного войсками в 1552 году, и тем более с момента основания там отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Даже местное население мало было склонно к такому великому событию, потому что она была преимущественно мусульманкой. Кроме того, накануне явления — в июне 1579 года — город охватил ужасный пожар, настолько сильный, что многие местные жители сочли это плохим намерением христиан. Однако именно в этом городе и в это неспокойное время Богородица проявила свой честный образ.
Казанский Богородицкий монастырь, г. Казань.
Явление Казанской иконы
Само явление происходило следующим образом. Через некоторое время после пожара девятилетняя девочка — Матрона, дочь царского армейского лучника — начинает являться самой Богородице с приказом найти ее образ в одном из пепла. После первого появления Богородицы девушке никто не поверил. Однако Богоматерь является Матроне не раз и не два, а девушка продолжает обращаться к взрослым с просьбой найти образ. Через некоторое время мать Матроны обращается к православным священникам с мольбой о помощи и рассказом о чудесном видении дочери. Однако священники сомневаются в истинности этих явлений и не спешат искать изображение. И только после неоднократных настойчивых обращений к Казанскому епископу было решено найти образ Пречистой Богородицы. В результате картина, завернутая в ткань, была найдена в одном из пепла. По легенде изображение было найдено только тогда, когда сама Матрона начала копать. На месте обретения иконы по указу царя были построены монастырь и церковь Богородицы, а первый экземпляр был отправлен в Москву.
Долгая дорога домой
После усилий американской православной миссии Католическая Синяя армия приступила к работе. Местом сохранения иконы были США, Лиссабон, Фатима (Португалия)…
В начале 1970-х ректор Русско-католического центра Фатимской Богоматери в Сан-Франциско отец Карл Пацельт узнал, что чудотворная икона Казани будет продана частным лицам с аукциона. Решив не допустить этого, он обратился к апостолу святой Фатимы в США. С помощью Джона Хафферта, главы Апостольства, Патцельт организовал всемирную кампанию по сбору средств для приобретения иконы. Цена, по которой BlueArmy купила икону, не разглашается, но явно исчисляется миллионами долларов.
Появление русской святыни в Фатиме было символичным. Пророчества Богородицы, явившейся детям далекой португальской деревни, касались будущего мира и России. Богородица явилась детям накануне Октябрьской революции и рассказала о страшных испытаниях, которые ждут нашу страну, предсказывая скорую Великую Отечественную войну.
Искупленная католиками икона Казанская была перенесена в храм Святой Фатимы 21 июля 1970 года, в праздник обретения святилища. После молитв в часовне Богоявления в Кова-де-Ирия икона была перенесена в византийскую часовню DomusPatsis. Но доступ к ней долгое время оставался закрытым для верующих, икона хранилась в бронированном сейфе в банке Лиссабона: византийская часовня не могла обеспечить должной защиты. Во время холодной войны католики опасались «коммунистической мести» — похищения или уничтожения чудотворного списка. Икона была принесена в святилище Фатимы только в дни главных праздников.
Вскоре оборона была усилена. Бежавший из России офицер ВВС Павел Близнецов был рукоположен в католический священник и стал первым священником византийского центра Фатимы. Впоследствии ирландский священник византийского обряда отец протоиерей Джон Моватт взял на себя и организовал прием для паломников и построил часовню во имя Казанской иконы Божией Матери. Икона совершала чудеса в Фатиме, его одеяние было украшено «несколькими сотнями драгоценных камней и более чем тысячей жемчужин» за помощь и заступничество, которые верующие получали через икону от Пресвятой Богородицы, по молитвам. Тем не менее, католики понимали, что пребывание у них великой православной святыни было временным…
Из письма владыки Иоанна (Шаховского):
«Был только один выход, к которому я пошел: я принял предложение международной католической организации, посвященной феномену Фатимы, о том, что католическая церковь, купив эту икону, хранит ее дома до крайнего срока, помещая в храм Фатимы, сохраняя его там как святилище до тех пор, пока не появится реальная возможность передать его Русской Церкви, которой он принадлежит».
Основной идеей и причиной покупки иконы (всегда продавалась только зарплата, чтимый образ считается бесценным!) Был скорый перенос иконы в освобожденную от коммунизма Русь, в которую твердо верили все участники спасения иконы. Отец Джон Моватт писал:
«… Рано или поздно икону надо вернуть в Казань. И я подумал, что сама Богородица была бы за то, чтобы этот момент наступил раньше».
Смутное время
История образа Казани в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых защитил Русь и православную веру от нашествия народов. Поляки, захватчики, а также от внутренних столкновений, которые, возможно, тогда угрожали стране еще больше.
Первый храм, построенный в 17 веке, в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском
Патриарх Гермоген, среди прочего, стал автором «Легенды» о Казанском образе Богородицы. Произошло это, когда он еще был митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Легенды» — «Повесть» .. и чудеса чистейшей Богородицы, честная и славная сторона образа, как в Казани ». Также он составил отчет для этого значка.
В конце 1610 года ситуация в России достигла своего предела. Хорошо известно, что в то время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, но важно помнить, почему это стало возможным: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а анархия, порожденная гражданской войной. Между собой воевали города и влиятельные боярские кланы. В страну вторглись банды казаков и простых бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, которые называли себя православными, если и остались, то только формально. Многие вели себя как настоящие варвары.
Патриарх Гермоген был арестован. Именно в это время, окончательно осознав разрушительность положения, святитель начал рассылать свои районные письма во все районы государства, призывая положить конец конфликтам, объединиться и сплотить ополчение, чтобы избавить страну от врагов. В них он специально призывает не только защищать страну, но и отстаивать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.
Под влиянием выступлений патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князей Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре он начинает переезжать в Москву, попутно заезжая в несколько городов.
В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые забирают с собой копию Казанской иконы Божией Матери и передают ее князю Димитрию. Это происходило уже в 1611 году. С этого момента Пресвятая Богородица фактически стала руководителем ополчения как духовным вождем народа.
Осенью 1612 года ситуация была довольно сложной. С одной стороны, сами поляки, укрывшиеся в Кремле, оказались в замкнутом круге: в их лагере бушевали голод, болезни и разногласия, а отправленные на помощь повозки перехватывала российская милиция. С другой стороны, в лагере российской милиции тоже были свои беспорядки. Стало очевидно, что дальше ждать нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах российской милиции был объявлен трехдневный пост и усиленная молитва перед иконой Казанской Божьей Матери.
В исторических источниках есть указание на чудодейственное явление, связанное с заступничеством Богородицы: во время осады в Кремле находился архиепископ Елассонский Арсений, которому накануне ночью явился преподобный Сергий Радонежский. ‘атаковать. Согласно легенде, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; по заступничеству Богородицы суд Божий над Отечеством был отдан на откуп; утром Москва окажется в руках осаждающих, и Россия будет в безопасности».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а через два дня освободили весь Кремль.
25 октября 1612 года русское ополчение двинулось к Кремлю крестным ходом с крестом, неся перед Казанской иконой Богородицы, главного заступника земли русской.
Согласно Никоновской летописи, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанскую икону Божией Матери в храме Введения Пресвятой Богородицы в храме на Лубянке. В 1636 году это изображение было перенесено в новопостроенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в ознаменование освобождения Москвы от поляков.
С 1649 года этот день — 22 октября — стал всероссийским праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, защищавшей Русь в Смутное время.
Новоказанская икона в новой России
Чудотворный образ был доставлен в Лиссабон 1 марта 1993 года, а затем икона была перевезена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях Папы. Иоанн Павел II. Сам Его Святейшество просил привезти икону в Рим, потому что хотел лично привезти ее в Россию.
Впервые официальные лица Ватикана официально заявили, что казанская икона хранится у Папы только семь лет спустя. На пресс-конференции во время визита Иоанна Павла II в Фатиму в 2000 году казанский историк Дмитрий Хафизов в присутствии журналистов задал вопрос: «Где сакральный образ, принадлежавший сегодня православным верующим?» Ответ был лаконичным: «Казанская икона находится в личных покоях Папы». Затем Ватикан обнародовал эту информацию и вскоре принял казанскую делегацию, кульминацией встречи стала аудиенция мэра города Камиля Исхакова с Папой Иоанном Павлом II.
Промыслом Божиим в судьбе чудотворной иконы приняло активное участие огромное количество людей: Патриарх Московский и всея Руси, Папа Римский, президенты США и России, дипломаты Италии, Германии, России. Ватикан, духовенство и миряне, многие простые православные, католики и мусульмане. Духовная, умиротворяющая и объединяющая миссия Казанской иконы Божией Матери по-прежнему будет оценена потомками.
История иконы в России вызывает много споров. Ясно одно: перенесенный на Русь образ Казанской Божьей Матери — несомненно чудотворная икона. Об особом почитании иконы в дореволюционной России свидетельствует ее великолепное и драгоценное обрамление. Протоиерей Иоанн Чепелев сказал: «Святые чудотворные иконы должны быть дороги русскому народу, потому что им молился русский народ, чтобы на них застыли слезы, эта человеческая боль, человеческие страдания незримо присутствуют на них на этих иконах русский народ на вечные времена оставил как бы в завет нам потомкам своих не смытых духовных красот, бесценные красоты веры, веры в Господа Бога, перестаньте лукавить, когда вам нужно преклонить колени перед Господом в смирении. Не «отделяйте» святыни Бога, касаясь их с человеческой мудростью. Помните ветхозаветный завет, данный пророку: «Сначала снимите обувь и только потом подойдите к огнеупорному кусту: «Не считайте, сколько камешков на иконе, а посчитайте, сколько на ней слез, пролившихся на неминуемую человеческую боль».
В августе 2004 года Папа Иоанн Павел II решил подарить Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божьей Матери, которую он хранил более 10 лет и перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при собрании тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой Казанской Божьей Матери. 28 августа, в праздник Успения Богородицы, в Москве, в Успенском соборе Кремля, делегация Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божьей Матери Патриарху Алексию II. Москвы и всей России. Некоторое время оставалось нерешенным, в какой город будет передана икона на консервацию? Пресвятая Богородица устроила судьбу чудотворного образа. По решению Патриарха всея Руси Алексея II, бесконечно почитаемого казанцами святого, образ Богородицы засиял в храме Казанского Божьего монастыря.
С его возвращением священный образ знаменует начало пробуждения Православия, предлагает новый источник помощи, полный благодати и силы, всем, кто приближается к нему с искренней верой и молитвой.
Великое множество списков
Если в столице Татарстана вы спросите, где находится знаменитая казанская икона, каждый ответит по-разному: в том месте или в этом. Если постоянно обходить все указанные храмы Казани, то фактически в каждом можно найти свой чудотворный лик Богородицы.Все иконы старинной письменности, в богатых киотах, трогательные и красивые в оформлении внешность. К казанским иконам Божией Матери обращаются чаще, чем к другим. И Царица Небесная помогает всем. На каждой иконе есть золотые кольца и предметы — свидетельство благодарных людей за то, что их молитвы услышаны Богом.
Казанская икона Божией Матери — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приходили люди всех христианских конфессий и признаний, чтобы увидеть святыню и помолиться ей. До 70% доходов города приходилось на паломников. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. В отреставрированном Казанском Богородичном монастыре создан паломнический центр, но мало кто ищет явленного образа. Все идут по списку Ватикана.
«Вон из СССР»!
Впервые эта икона появляется среди других ценных произведений искусства, выставленных большевиками на продажу в 1920 году (по некоторым данным — в 1919 году). Продажа этой иконы не была случайностью и не сбором денег для нужд большевистской революции. Это была целенаправленная политика коммунистического правительства: «Все, что не нужно народу: убирайтесь из революционной России». В первые годы Советской власти (1917-1935) многие ценные предметы искусства и старины были вывезены из России. Сюда же следует отнести и интересующую нас Казанскую икону, украденную у Церкви и у верующих.
Особое возмущение богоборческих властей вызвала Казанская икона, самая почитаемая на Руси икона Богородицы. Все три храма в средней полосе России, где хранились наиболее почитаемые иконы Казанской Божией Матери, были осквернены. В Казани взорвали храм, а на его месте построили табачную фабрику. В Петербурге устроена церковь . музей атеизма. В Москве на месте разрушенной церкви построили общественную баню. Сами иконки исчезли.
Так, в 1920 году Норман Вайс, известный ювелир и покупатель бриллиантов из Лондона, со слов которого мы знаем эту историю, приехал в Москву, чтобы купить антикварные ценности, проданные большевиками. Среди прочих ценностей, по его словам, он пытался купить эту икону, но сделка не состоялась. За икону просили баснословную сумму, но ни у него, ни у ее владельцев не хватило денег на ее покупку.
Неизвестно, где именно находилась икона следующие полтора десятилетия. Есть косвенные свидетельства того, что в 1928 году эта икона была вывезена в Англию. Икона находилась в руках множества торговцев, и проследить ее путь непросто. Владельцы иконки часто менялись; за 22 года их было как минимум трое. Скорее всего, никто из них ничего не понимал ни в иконописи, ни в ювелирном деле. Они считали икону, а тем более ее оправу, хорошей инвестицией. Отдельные камни облачения иконы были конфискованы и проданы, но, к счастью, значительных потерь не произошло. Вокруг иконы были постоянные спекуляции.
Наконец волею судьбы новым владельцем иконы становится уже известный торговец ювелирными изделиями Норман Вайс. Приобретя чудо-образ, сразу выставляет его на продажу. Однако задача продажи иконы оказалась очень сложной. Я предполагаю, что это произошло из-за ошеломляющей суммы, которую просил продавец.
Америка-Канада-Америка
В конце мая 1963 года икона прибыла в Покровский собор Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, где служил предстоятель Русской Православной Церкви в Америке митрополит Леонтий. Этот визит сопровождался неожиданно большой толпой верующих. Именно это обстоятельство привело к грандиозным планам организовать турне по США и Канаде с иконой осенью 1963 года.
При полном сочувствии митрополита Леонтия и благодаря его содействию икона должна была посетить многие города Канады и США. Это путешествие было названо «крестовым походом за освобождение святой иконы Казанской Божией Матери».
Благодаря готовности прихожан путешествие чудотворной иконы по Северной Америке длилось несколько месяцев. Владыка Иоанн писал: «Нередки случаи чудесного исцеления больных без надежды на веру, о которых я имею свидетельства наших священников из разных мест». Многие исцеления были связаны с нарушениями зрения.
Многочисленные случаи исцеления больных и исполнение просьб верующих, обращавшихся к иконе с молитвой к небесному заступнику, не только подтвердили чудотворность этого списка казанского образа, но и увеличили поток пожертвований. Верующие хотели, чтобы святилище осталось в Америке. Но в то же время этих денег катастрофически не хватало. Однако рост популярности этого изображения ускорил подготовку к строительству храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско.
Но из-за провала попытки выкупить икону вместо собора во имя Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско воздвигнут Храм Христа Спасителя в память о погибших в Москве. На это также пошли деньги, собранные на строительство Казанского собора, который так и не возведен.
Казанский образ в войне 1812 года
В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Богородицы к русскому народу, которую она проявила в честном образе Казани.
известно, что перед уходом в действующую российскую армию фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов помолился перед Казанской иконой Божией Матери.
Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанных с помощью русских войск Казанского образа, является Вяземское сражение 22 октября. В этот день, ставший праздником в честь казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова нанесли поражение тылу войскам французского маршала Даву.
В этом сражении, в котором французы потеряли около 7-8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после выхода из Москвы.
В 1811 году завершилось строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, место увековечения славы русской армии выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовным вождем русского народа.
Похищение образа
С момента появления и до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Казанском женском монастыре, то есть на месте ее чудотворного явления. Однако когда для России наступили смутные революционные годы, может быть, в назидание или смирение, Господь лишил ее этого чудотворного образа. У многих людей того времени проявились признаки отступничества от родной веры, от веры отцов. Скорее всего, это была одна из многих причин произошедшей трагедии. Теперь, много лет спустя, за этими событиями можно проследить достаточно подробно.
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) была похищена Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Считается, что время для похищения иконы выбрано не случайно. В течение четырех дней до кражи в монастыре хранилась смоленская икона Божией Матери, принесенная в город. В связи с этим в монастыре ежедневно совершались длительные праздничные службы. 28 июня Смоленскую икону вывезли из монастыря, чтобы она вернулась домой. По окончании ночного бдения монахини разошлись по своим кельям. В начале трех часов ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, вышла во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что кричал страж монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.
В плену Бартоломео Чайкина
При осмотре собора было обнаружено место, через которое проникли воры. То, что это были только воры, а не только вандалы, стало ясно, когда была установлена утрата Казанского образа Богородицы и иконы Спасителя. Обе иконы были помещены в иконостас. Иконы были украшены дорогими облачениями — это, видимо, привлекало воров. Как позже отмечалось, помимо икон было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в ящиках для свечей.
Весть о похищении чудотворного изображения быстро разлетелась не только в Казани, но и по всей России. К счастью, благодаря прорабу Александровского техникума Владимиру Вольману (он предоставил полиции очень ценную информацию) преступники были быстро обнаружены. В результате слаженных, а главное стремительных действий всех небезразличных к этой беде людей полиция очень быстро добралась до главного подозреваемого — 28-летнего фермера Бартоломео Чайкина (Стоян). Уже 5 июля он вместе с женой Прасковьей Кучеровой (официально он был его партнером) был задержан в Нижнем Новгороде, где пытались сбежать из Казани на пароходе «Ниагара».
При обыске в квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и драгоценности икон Богоматери и Спасителя. Однако самих икон найти не удалось. По словам 9-летней Евгении, дочери наложницы Чайкина, иконы были разорваны на части и сожжены в печи. Аналогичные показания дали еще несколько человек, которые проходили мимо в качестве свидетелей, в первую очередь мать Прасковьи, Елена Шиллинг.
25 ноября 1904 г начался процесс в Казанском окружном суде. В качестве обвиняемых предстали перед судом Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба — непосредственные участники преступления), Федор Захаров (ближайшие соратники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе скрывали преступление).
После долгих слушаний решением суда Бартоломео Чайкин (Стоян) был приговорен к 12 годам принудительных работ, Анания Комов — к 10 годам. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года и 8 месяцев в ИВС. Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг были приговорены к 5 месяцам и 10 суткам лишения свободы. Опекун Федор Захаров, подозреваемый в соучастии, оправдан.
Основная версия судьбы иконы сводилась к тому, что злоумышленники сожгли ее, как образ Спасителя. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без рамы она была очень дорогой. Таким образом, его истинная судьба совершенно неясна.
Всемирная ярмарка
В 1964 году открылась Всемирная выставка Нью-Йорка. Руководство фонда по инициативе архиепископа Сан-Францисского Иоанна увидело в этом новую возможность собрать необходимые средства для выкупа чудотворной иконы. Православный павильон на Всемирной выставке был построен в кратчайшие сроки. Посетители выставки приходили не только посмотреть на Казанскую икону Божией Матери, но и помолиться перед ней.
Именно здесь открылось значение чудотворной Казанской иконы Божией Матери, перешедшей границы России. С этого момента икона стала святыней для христиан всего мира. Сегодня изображение Казанской иконы встречается в церквях и домах верующих не только России, но и Италии, США, Ватикана, Польши, Болгарии, Сирии, Ливана и так далее
Возвращение чтимого списка из Ватикана
После революции 1917 года атеистический режим безжалостно подавлял духовное наследие русского народа и постоянно уничтожал святыни, драгоценные для верующего сердца.
Ради своей древности и богатых зарплат многие иконы были проданы с аукциона и попали в руки западных коллекционеров.
Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанной в XVIII веке и украшенной драгоценной оправой и камнями, был продан за границу только для покупки и передачи Папе Римскому Иоанну Павлу II, в чьих комнатах находится икона простояла с 1993 года. По некоторым предположениям, эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонянке Александре (Мельгуновой) и хранилась в ней в Казанской церкви села Дивеева.
Папа давно выражает желание передать эту икону Русской Православной Церкви. В 1997 году условием передачи была личная встреча главы Ватикана и Святейшего Патриарха Алексия II, неприемлемая для Русской Церкви из-за сложных в те годы отношений с Римом. В 2000 году гражданские власти заинтересовались вопросом восстановления образа и начали рассматривать возможность передачи иконы от Папы к Патриарху в Казани во время бегства понтифика в Монголию.
В 2003 году смешанная комиссия провела художественно-критическую экспертизу, которая определила, что икона не является одним из трех основных изображений, а является копией XVIII века, сделанной за определенную плату (т.е хорошо указаны только лица и руки) и, судя по зарплате в обеспеченной семье.
После оценки католическая администрация еще раз объявила о возможности прибытия Иоанна Павла II в Россию для доставки иконы, что вызвало негативную реакцию Синодального отдела по внешним церковным связям. Он подчеркнул, что передача иконы не была достаточным поводом для визита Папы, а сам визит в то время даже не являлся предметом межконфессиональных переговоров (Вестник Церкви, № 9-10 (262-263).) Май 2003г.).
Наконец, Католическая церковь решила передать список Казанской иконы без каких-либо условий. 25 августа состоялось торжественное прощание с иконой в Риме, а в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля почитаемый Список был доставлен делегацией Римско-католической церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, президентом Папского совета по содействию христианскому единству Русской Православной Церкви в лице ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Московского и всей России Алексей II.
Возвращение Казанской иконы Божией Матери на Родину было воспринято, с одной стороны, как великое милосердие Божие к русскому народу, а с другой — как доказательство добрых намерений Ватикана вернуться к искренним отношениям с Россией. Русская Православная Церковь.
Во время визита в Казань в июле 2005 года Патриарх Алексий II после отслуживания литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Монастырь Богородицы.
Где находится Казанская икона
Наше время. Возвращение
История Казанской иконы в наши дни получила новый виток. В 2004 году Ватикан получил предложение о встрече Папы Иоанна Павла II и Святейшего Патриарха Алексия II. Поводом для этого послужило присутствие в папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. Проанализировав ситуацию, искусствоведы пришли к выводу, что эта икона входит в списки казанского образа.
Казанская икона Божией Матери (на снимке) вернулась в Казань.
И хотя встреча Патриарха и Папы Римского не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером. 28 августа он был передан Патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Изображение было решено перенести в Казань и до этого времени хранилось в патриаршей резиденции.
В июле 2005 года во время архипастырского визита в Казань Патриарх Алексей II совершил литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля. По окончании службы Казанской епархии была доставлена привезенная из Ватикана Казанская икона Божией Матери. Икона была помещена на месте оригинала, в Крестовоздвиженском храме бывшего монастыря Богородицы, что позволяет говорить о повторном обретении образа Богородицы в Казани.
Оригинал Казанской иконы
Сразу отметим, что слово «оригинал» в отношении иконок условно. Любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека независимо от произносимой иконы.
Традиционно под «подлинником Казанской иконы» подразумевается образ, явившийся девушке Матроне в 1579 году и утраченный в начале ХХ века.
«Песчанская» икона Богородицы
Одна из чудотворных копий Казанской иконы Божией Матери известна как «Песчанская» икона. Появление этого изображения связано с именем преподобного Иоасафа Белгородского.
В год своей кончины в 1754 году епископ путешествовал по своей епархии и накануне отъезда ему приснился сон… Некий храм и в нем, в неподходящем месте, икона Божией Матери великолепие, и раздался голос: «Это то, что служители этого храма сделали с моим лицом». Приехав в город Изюм Харьковской губернии, святитель в церкви Вознесения узнал увиденную во сне икону. Икона служила перегородкой в притворе, за которым насыпали уголь для кадильницы. По распоряжению епископа икону поместили в большой киот, а в 1792 году церковь вместе с иконой перенесли из городской окраины на более высокое место в Пески, поэтому икону стали называть Песчанской. Вскоре икона прославилась чудесами.
Около 1800 г в Изюме жил учитель местной школы Стефан Гелевский, дети которого умирали; наконец, последний, сын Пьетро, тоже заболел. Не теряя надежды на милосердие Божие, родители пообещали отслужить молебен перед образом Богородицы на песках. По дороге в церковь Вознесения умер их сын. Мать хотела вернуться, но отец настоял на выполнении этого обета. Не говоря никому о смерти ребенка, во время молебна в слезах умоляли Богородицу стать их утешительницей. И верой произошло их чудо! Читая в третий раз кондак «Матушка все поет…», ребенок, до тех пор безжизненный, внезапно закричал так громко, что напугал всех присутствующих; отец и мать потеряли сознание. Придя в себя, они рассказали, как их сын умер в пути, но перед иконой он ожил по заступничеству Царицы Небесной. Их ребенок выздоровел, вырос и до старости прожил в Санкт-Петербурге. Весть о таком чуде быстро распространилась. К чудотворной иконе стали стекаться толпы паломников. По их молитвам на Песчанской иконе Божией Матери совершалось множество чудес, люди исцелялись от неизлечимых болезней, прославляя Заступника рода человеческого.
Чудотворный образ пришел на помощь нашей Родине в один из самых сложных моментов ее истории, в разгар Первой мировой войны, и был… отвергнут. Это было так. 4 сентября 1915 г на общем собрании членов Братства Сан-Джоасафа солдат попросил разрешения выступить. «Не удивляйтесь тому, что вы слышите», — сказал он. «Вопрос касается всей России, и я не могу молчать, потому что получил прямое указание от святого Иоасафа». И рассказал о своем страшном сне за два года до войны. «Святой, явившийся во сне, взял меня за руку, повел на высокую гору, откуда ему открылась вся Россия, залитая кровью». Потом было еще одно видение святителя Божия. «Передо мной был святой Иоасаф…« Уже поздно, — сказал он, — теперь только Богородица может спасти Россию, ибо милость Господня не оставит » Россия. «Я проснулся и с удвоенной настойчивостью начал выполнять прямое повеление Бога».
Князь Н. Д. Жевахов и другие члены братства считали полковника. Принцу было поручено возглавить миссию. Получив личный заказ императрицы Александры Федоровны, князь Жевахов отвез иконы в передовую ставку. Путешествие на поезде из Харькова сопровождало многолюдные крестные ходы. А иконы Могилева встретили совсем по-другому: императора не известили о прибытии проезда из Харькова, а князю сказали, что в ставке некогда делать ерунду. Шествие с иконами по первой линии не состоялось, однако иконы оставались на месте на несколько месяцев до конца 1915 года. По многочисленным свидетельствам, во время пребывания этой иконы на фронтах российские войска не знал только одно поражение.
С тех пор Песчанская икона Пресвятой Богородицы считается в народе покровительницей и заступницей Руси в дни тяжелых испытаний. Торжества проходят 8/21 июля и 22 октября / 4 ноября, одновременно с празднованием Казанской иконы Божией Матери, многие копии были сделаны с Песчанской иконы. К сожалению, первое изображение пока не найдено. По некоторым данным, его увезла белая эмиграция за границу и там его следы потерялись…
Князь Жевахов тоже оказался в ссылке, где он писал в 1928 году: «Но поскольку ясно, что все проблемы были результатом неповиновения воле Божией, так ясно, что Господь простит этот грех только после того, как будет дано повеление святого Иоасафа выполнено. Так считают те, кто восемь лет своей беженской жизни безуспешно искал Песчанкий образ Богородицы по всей Европе и не нашел его, как и те, кто верил афонским старцам, соединившим спасение России с приобретением этого изображения и объявил, что момент его приобретения будет первым настоящим моментом на пути к спасению Отечества. Настал этот момент: афонские старейшины просили милосердия у Бога, и этот образ чудесными путями Промысла Божия явился одному из них и был передан в Европе именно тем, кому предназначено идти вперед к святой армии и чей Святые имена, до сих пор скрытые, из поколения в поколение будут славиться благородным потомством. Первый шаг к спасению Руси сделал сам Бог, подаривший зарубежной России Песчанский образ Божией Матери. Второй шаг должен сделать каждый, кто верит в Бога…».
Летом 1999 года группа благочестивых православных христиан решила, хотя бы с опозданием, исполнить волю Божией Матери — совершив крестный ход с распечаткой Песчанской иконы по просторам нашей Родины на самолете вместе с др иконы, в том числе Государственная икона Божией Матери.
Завещание
Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес продал замок в 1958 году, за год до своей смерти. Его приемная дочь Анна стала его прямой наследницей. Вскоре после этого икона совершила ряд поездок. Летом 1961 года Казанская икона Божией Матери находилась в Гонконге. В то время англоязычная газета в Гонконге писала, что, согласно древней легенде, когда эта икона вернется в Россию, остальные утраченные реликвии начнут возвращаться, и Россия снова станет великой христианской державой.
Наследница была полна решимости исполнить желание Фредерика Митчелл-Хеджеса. Чтобы перенести икону в русскую православную митрополию в Америке, которая в то время была независимой от Москвы, потребовался ряд шагов (к сожалению, не бесплатных). Чудотворная икона, как почитаемая святыня, считалась бесценной. Поэтому его новый владелец предложил купить его только по стоимости драгоценных камней с зарплатой в 500 тысяч долларов.
Списки Казанской иконы
Икона Собора Святой Троицы — один из старинных копий чудотворного прототипа. Картина написана в 18 веке. Впоследствии икону несколько раз переписывали. Исходное изображение было скрыто несколькими слоями поздней записи. В 2005 году икона была отреставрирована.
Многие почитаемые копии Казанской иконы Божией Матери ходили и в самой России. История почитания этого изображения во многом связана с ними.
Список в ополчении
Например, один из почитаемых копий Казанской иконы постоянно находился в стане русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими захватчиками в 1611–1613 годах. В ознаменование освобождения Москвы от польских войск установлено, что 22 октября в честь Казанской иконы Божией Матери проводилось особое празднование. Первоначально празднование проходило только в Москве, но с 1649 г она стала полностью русской.
В этот же период в селе Коломенское была построена первая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Таинственная старушка
Несколько лет назад во время престольного праздника в старообрядческой церкви Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы к одному из приехавших иностранных епископов подошла скромная пожилая женщина. Он протянул открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и с радостью сказал:
Вы никогда раньше не были в Казани и не видели раскрытия настоящей казанской иконы? Пойдем! Я знаю, где это сейчас! Я покажу тебе!
Либо владыка не понял, либо очень торопился по другим делам, но вежливо улыбнулся и прошел мимо. Старуха грустно шла вдоль забора возле храма, положила открытку с изображением на колотые кирпичи. Люди быстро разошлись. Великолепное лицо на маленькой открытке слабо улыбнулось.
- https://foma.ru/kazanskaya-ikona.html
- https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=44604
- https://ruvera.ru/articles/obraz_kazanskaya
- https://pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=8655
- https://www.pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhiej-materi-istoriya-s-prodolzheniem/
- https://rusidea.org/25072103
Читайте также: Когда начинается пост: православный календарь