- Как праздновать Вербное воскресенье
- История праздника
- «Шествие на осляти»
- Традиции и обряды
- Современные традиции в России
- Старинные традиции празднования
- Свойства освященной вербы
- Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье
- Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
- Народные обычаи
- Церковные традиции
- Что можно и что нельзя кушать
- Что подарить на Вербное воскресенье
- Приметы и поверья
- Старинные традиции празднования
- Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
- Католическое Вербное воскресенье
- Символы и традиции праздника в разных странах
- Правила и особенности храмового богослужения в этот день
- Почему праздник называют Вербным воскресеньем
- Смысл праздника и его значение в наши дни
Как праздновать Вербное воскресенье
- Подготовка к празднику начинается через несколько дней. Люди срезают ветви ивы и опускают дома в воду, чтобы они цвели.
- Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях совершаются богослужения и освящение ивы.
- По воскресеньям также проводятся церковные службы, и священники окропляют ивовые веточки святой водой.
- После службы освященные веточки приносят домой, кладут возле икон и хранят на этом месте год. Для привлечения сил, здоровья и благополучия членов семьи слегка хлестают по спине ивовыми прутьями.
- Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье приходится на Великий пост. В этот день запрещено есть мясо, яйца, молочные продукты, но разрешено есть рыбу и красное вино.
Вербному воскресенью предшествует Лазаревское субботнее застолье. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо: воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя, неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
История праздника
Праздник входа Господа в Иерусалим был установлен христианской церковью Иерусалима в 4 веке. На Руси оно возникло в 10 веке и называлось Вербное воскресенье.
Праздник посвящен торжественному въезду Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой 33. После того, как Христос воскресил Лазаря из Вифании, слухи о нем распространились по многим городам. Он вошел в Иерусалим на осле в сопровождении апостолов. По преданию, те, кто въезжали в город верхом, приносили войну, а те, кто вошел в город на спине осла, приносили мир. Евреи видели в Иисусе нового правителя: царя. Они залили путь Христа цветами, пальмовыми ветвями, положили одежду к его ногам. Но Господь пошел в Иерусалим не для земной власти, но для мученичества во имя искупления грехов человечества. Через пять дней та же толпа закричала: «Распни его…!».
Существует языческая версия происхождения Вербного воскресенья, согласно которой прообразом праздника стал древнеславянский праздник Вербохлест. Он был посвящен плодородию, жизненной силе и силе воли, которые определяет ива. В этот день устраивались массовые вечеринки. Мальчики комично хлестали девочек ивой. Считалось, что такой ритуал способствует продолжению рода и появлению здоровых и сильных наследников. Также в этот день бьют питомцев веточками ивы, чтобы они выросли здоровыми.
«Шествие на осляти»
В XVI-XVII веках на Руси, в Москве, Великом Новгороде и других крупных городах существовал обычай совершать крестный ход в праздник особым образом. В Москве торжественный крестный ход прошел от Успенского собора Кремля к Покровскому собору на рву (Собор Василия Блаженного), одна из приделов которого была освящена во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле во главе с царем. Чаще всего «осел» был символическим: лошадь, одетая в свет.
Западный боковой алтарь Храма Василия Блаженного (Покровский собор на Красной площади) освящен во имя входа Господня в Иерусалим
На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «ослиное шествие» было известно уже в IX-X веках. Самое раннее русское свидетельство этого обычая находится в расходных книгах Софийского собора в Великом Новгороде за 1548 год. Новгородский губернатор гнал осла, на котором сидел архиепископ. Крестный ход прошел от Софийского собора до церкви Входа в Иерусалим и обратно. Известно, что подобный обряд тоже проводился в 17 веке в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце 17 века обычай был отменен.
Празднование Вербного воскресенья на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия по Московии…». Середина 30-х — первая половина 40-х годов
Традиции и обряды
С Вербным воскресеньем связано множество традиций и ритуалов. Они стремятся привлечь здоровье, богатство, достаток, удачный брак, счастливое материнство.
Современные традиции в России
Верующие заранее готовятся к Вербному воскресенью. За несколько дней до праздников срезают молодые веточки ивы, приносят их в дом и кладут в воду, чтобы они зацвели. Стоит выбирать первозданные деревья, где нет дупла, сломанных или сухих побегов. Не рекомендуется использовать иву, которая растет вблизи кладбищ или водоемов. По легенде на нем может отдыхать нечисть.
Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проводится ночное бдение. На службе священники читают Евангелие, Псалом 50 и окропляют ивовые веточки святой водой. Прихожане стоят с ветками и зажженными свечами до окончания службы. В воскресенье совершается литургия св. Иоанна Златоуста и повторяется освящение ивы.
Люди уносят освященные ветви домой и кладут их рядом с иконами. Есть традиция хлестать детей и взрослых членов семьи со словами: «Я не бью, ива бьет!» или «Порка вербы, до слез забитой!» Люди верят, что такой ритуал помогает избавиться от сглаза и нечистой силы, привлечь здоровье, силы и достаток.
Народные целители собирают в этот день бутоны ивы. Они считают, что их настои помогают мужчинам сохранять силы, а женщинам зачать ребенка. Хозяйки пекут пироги из ивовых почек. Считается, что они помогают защитить членов семьи от болезней.
Девочки в этот день делают привороты над будущими мужьями. На иве ломают несколько веток, обвязывают красной нитью, строят планы на суженку и держат их за иконами. Выбрасывать сверток нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и его собственную.
В некоторых регионах сохранилась древняя традиция устраивать в этот праздник базары или пальмовые ярмарки. Они устраивают вечеринки с красочными лакомствами и развлечениями для взрослых и детей. Ремесленники продают поделки и херувимов — ивовых веток, украшенных фигурками ангелов.
Старинные традиции празднования
В Вербное воскресенье женщины с маленькими детьми купали их в воде с пальмовыми почками. Они считали, что такой ритуал может избавить детей от недугов и придать телу больше здоровья и силы.
Родственники слабых и больных людей били их по телу ивовыми прутьями и при этом говорили: «Дух Святой, войди через иву — забери болезнь. Придет ива — болезнь заберет ». Считалось, что такой обряд помогает восстановить здоровье.
Хозяйки пекли печенье с добавлением почек ивы, чтобы поправить здоровье и уберечь своих близких от болезней. Выпечку также скармливали скоту, чтобы увеличить поголовье скота и защитить его от болезней.
После церковной службы верующие съели 9 ивовых почек, чтобы уберечься от зубной боли и недугов.
В этот день люди забивали освященный пальмовый кол в угол дома. Они считали, что это поможет развеять страхи и укрепить решимость всех членов семьи.
В XVI-XVII веках в Вербное воскресенье в Москве проходил ежегодный крестный ход. В нем приняли участие Патриарх Русской Православной Церкви и Царь. Они поехали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было украшенное плодами дерево. Плоды символизировали Божью благодать, их раздавали всем на Красной площади после общей молитвы.
Свойства освященной вербы
Освященная ива становится святилищем. Он обладает чудодейственной силой в течение года. Церковь рекомендует держать его в помещении рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. Помогите привлечь здоровье, благополучие, удачу. Также из него можно делать лечебные настои, проводить ритуалы для защиты от болезней, пожаров, для привлечения здоровья, силы и благополучия.
Ритуалы с освященной ивой
- Чтобы очистить их от сглаза и нечисти, они слегка хлопают членов семьи по спине освященными веточками ивы и при этом говорят: «Я не бью, бей иву!» Чтобы привлечь силу, здоровье и процветание, когда они хлестают, они говорят: «Будь сильной, как ива, здоровой, как ее корни, и богатой, как земля». Взбивание домашних ив защищает их от болезней.
- Чтобы уберечь дом от огня и молнии, несколько веток сжигают, а золу хранят.
- Чтобы привлечь здоровье и силы, в Вербное воскресенье пекут хлеб с распустившимися бутонами освященной ивы и едят его.
- Женщинам, которые долго не могут забеременеть, приходится проглотить несколько ростков пальмы.
- В случае бессонницы кладут ветку ивы у изголовья кровати и перед сном говорят: «Святые ангелы, позаботьтесь о моем сне, святая ива, изгоните нежить».
- Для успешного решения важного вопроса они съедают бутон пальмы и думают о проблеме.
- Чтобы стать увереннее, приклейте освященную веточку в крышу домика или в угол потолка.
- Чтобы быть сильным и здоровым, в Великий четверг (за три дня до Пасхи) перед рассветом отваривают ивовую ветку в кипятке и промывают или ополаскивают этим отваром.
Нельзя выбрасывать освященные веточки в мусорное ведро. Это может привести к болезни и финансовым проблемам. Использованная или потребляемая ива может быть:
- пусть течет по реке;
- сжигать отдельно от отходов;
- закопать в чистом месте;
- посадить в кусты молодой растущей ивы;
- использовать, чтобы отогнать нечисть и убрать дом — поджечь веточку и обойти ею все углы комнаты;
- доставьте его в ближайший храм, где ива будет сожжена с молитвой.
Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье
В этот день запрещено заниматься домашними делами: уборка, мытье, мытье посуды. Не рекомендуется готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются заранее приготовить праздничные угощения для семьи. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать или расчесывать голову. Не допускается заниматься тяжелым физическим трудом: рубить дрова, работать в саду.
В этот праздник нельзя спорить, сквернословить, желать зла, думать о плохом. Лучше воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр, шумных вечеринок.
Баптизм
Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Необходимо только заранее согласовать со священником время проведения мероприятия и подготовить все необходимое для проведения мероприятия.
Свадьба
Вербное воскресенье приходится на период Великого поста, во время которого не рекомендуется устраивать пышные торжества. Если молодожены хотят скрепить в этот день любовный союз, им стоит ограничиться покраской в ЗАГСе и скромным торжеством в маленьком кругу без блюд из мяса и алкоголя.
Свадьба
венчание в этот день запрещено по уставу Православной церкви, так как праздник приходится на Великий пост. Единственным исключением может быть согласие епископа, который управляет церковью.
Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
Во многих древних городах церкви были построены в честь входа Господа в Иерусалим в 14-15 веках. До сих пор они в основном сохранились в реконструированном виде. Так, храм Великого Новгорода, построенный в 1336 г владыкой Василием, был разобран «на разорение» в 1759 г. Тогда же началось строительство нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней; здесь находится лекционный зал.
Строительство храма в честь входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде
Часто храм не был самостоятельным, но считался нефом главного собора города, даже если стоял отдельно. Может, это связано с обрядом «ослиное шествие»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси, строительство храмов в честь входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел Храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и другие города совпадают.
Настоятелем Юрьевецкого собора Поволжья (ныне Ивановская область) был протоиерей Аввакум. Правда, прослужил он там недолго, всего восемь недель. Новый протоиерей был настолько строг со своей паствой, стараясь поправить людей, привыкших к распутной жизни, что они чуть не забили его до смерти! Воевода поставил охрану вокруг дома и не позволил завершить казнь. Восстание не утихло, и протоиерей Аввакум был вынужден бежать в Кострому, а затем в Москву, где впоследствии служил в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был перестроен в 18 веке и сохранился до наших дней.
Рядом с колокольней находится пятиглавый собор, названный в честь Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце 18 века). Его настоятелем недолго был протоиерей Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г
В честь входа Господня в Иерусалим освящена часовня Успенского собора в городе Белозерске Вологодской области. Церковь построена в 1553 году. Архитекторы-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря был выбран образцом для строительства Успенской церкви. Сохранилась легенда, что в 1613 году Успенская церковь была разрушена и осквернена поляками, которые держали здесь лошадей и развели костер.
Успенский собор в Белозерске Вологодской области
В честь входа Господня в Иерусалим освящен боковой алтарь Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте ранее существовавшего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном фундаменте. В конце 14 века была построена небольшая белокаменная церковь с цоколем. В 1484 году старый был разобран и отстроен заново. Строительство нового собора продолжалось до августа 1489 года. Построившим его псковским зодчим удалось придать храму внушительное величие, прекрасно сочетающееся с изысканным убранством. В 1563-1564 годах по приказу Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.
Благовещенский собор Московского Кремля
В честь входа Господня в Иерусалим освящен боковой алтарь Покровской церкви на рву в Москве. Покровский собор расположен на Красной площади, недалеко от Спасских ворот и Казенного поля. Первоначально здесь была построена каменная церковь Святой Троицы, получившая название «Троица на рву», потому что глубокий и широкий ров охватил всю площадь кремлевских стен, засыпанный только в 1813 году. Рядом с ним был похоронен святой Василий Блаженный каменная церковь, во имя святого юродивого Христа… 1 октября 1554 года по велению Ивана Грозного в честь победы Казани была освящена деревянная Покровская церковь с семью приделами. Он простоял меньше года и был разобран, а на его месте поставили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Его основная часть была возведена осенью 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561 года, собор был освящен целиком, и этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли созданный храмом текст «летописи», выполненный по кругу в переходах от восьмиугольника к шатру и на шатре края шатра Покровской церкви: По приказу благочестивого царя великого князя всея Руси Ивана Васильевича самодержца и его благородных сыновей при царевиче Иване и царевиче Феодоре с благословения митрополита всея Руси Макария этот Святая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была завершена летом 7069 года 29 июня в память святых и всех апостолов и Павла в честь и славу Святой Троицы ». Это дает дату 29 июня 1561 года, когда строительство церкви было завершено. В 1588 году была добавлена десятая церковь Сан-Базилио-иль-Беато. В конце XVI века на месте первоначальной крышки, сгоревшей при очередном пожаре, появились фигурные главы собора. В дальнейшем собор несколько раз перестраивался. Во второй половине XVI-XVII в. Покровский собор был смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: сюда из Успенского собора в Кремле отправили торжественное церковное шествие во главе с царем и патриархом, получившее название «шествие на осле». За четыре с половиной столетия Покровский собор стал свидетелем всех значимых событий в истории России: рядом с ним проходили коронационные шествия и торжественные крестные ходы, оглашались государственные указы и составлялись петиции, кипела жизнь города качаться вокруг него.
Покровский собор на рву в Москве
Старообрядческих церквей, освященных в честь этого праздника, нет.
Народные обычаи
Люди уносят освященные ветви домой и кладут их рядом с иконами. Есть традиция хлестать детей и взрослых членов семьи со словами: «Я не бью, ива бьет!» или «Порка вербы, до слез забитой!» Люди верят, что такой ритуал помогает избавиться от сглаза и нечистой силы, привлечь здоровье, силы и достаток.
Народные целители собирают в этот день бутоны ивы. Они считают, что их настои помогают мужчинам сохранять силы, а женщинам зачать ребенка. Хозяйки пекут пироги из ивовых почек. Считается, что они помогают защитить членов семьи от болезней.
Девочки в этот день делают привороты над будущими мужьями. На иве ломают несколько веток, обвязывают красной нитью, строят планы на суженку и держат их за иконами. Выбрасывать сверток нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и его собственную.
Девочки в этот день делают привороты над будущими мужьями.
Церковные традиции
Верующие заранее готовятся к Вербному воскресенью. За несколько дней до праздников срезают молодые веточки ивы, приносят их в дом и кладут в воду, чтобы они зацвели. Стоит выбирать первозданные деревья, где нет дупла, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать иву, которая растет вблизи кладбищ или водоемов. По поверью, на нем может отдыхать нечисть.
Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проводится ночное бдение. На службе священники читают Евангелие, 50-й псалом и окропляют ивовые ветви святой водой. Прихожане стоят с ветками и зажженными свечами до окончания службы. В воскресенье совершается литургия св. Иоанна Златоуста и повторяется освящение ивы.
На службе священники окропляют ивовые веточки святой водой
Что можно и что нельзя кушать
Вербное воскресенье приходится на Великий пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещено есть мясо, яйца, кисломолочные продукты, но разрешено есть рыбу.
Традиционные деликатесы праздничного стола — овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, фасоли, чечевицы, каши из смеси злаков. Популярным продуктом быстрого питания являются грибы. Хозяйки готовят жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. На смену мясным продуктам приходят грибы и бобовые. На десерт хозяйки подают фрукты, нежирный зефир, варенье, мармелад, халву, темный шоколад, печенье. Традиционные напитки — кисели, компоты и узвар. Небольшое количество красного кагора разрешено в Вербное воскресенье.
Что подарить на Вербное воскресенье
В этот праздник принято дарить символические подарки и сувениры:
- В церкви освящают ветвь ивы.
Делая такой подарок, желайте человеку нескольких благ: здоровья, благополучия, удачи. - Букет из ивы или букет с ивой.
- Оберег из ивовых веточек.
Амулет можно изготовить самостоятельно. Для этого возьмите несколько веток ивы (желательно освященной в церкви), сплетите из них косичку и соедините их в гирлянду. Украсить можно искусственными цветами или цветными лентами. Такой оберег убережет дом от неприятностей и непогоды. - Открытка с Вербным воскресеньем.
- Церковный тематический подарок.
Хорошим вариантом станет икона «Вход Господень в Иерусалим». - Кружка, футболка, магнит на холодильник, мыло ручной работы с названием вечеринки, изображением ивы или иконы.
Приметы и поверья
- Если в Вербное воскресенье будет хорошая погода, будет хороший урожай фруктов.
- Чтобы в доме был достаток и благополучие, необходимо в этот день посадить или пересадить комнатный цветок. Если он хорошо растет, то стоит рассчитывать на прибыль, а если увянет — готовиться к убыткам.
- Если девушка хочет выйти замуж в следующем году, то ей нужно перед рассветом сломать ветки на молодой иве, поставить их во главе стола и весь день думать о любимом.
- Перед совершением важного действия необходимо съесть три ростка ивы, накопленные в Вербное воскресенье. Они способны привлечь удачу.
- Чтобы избавиться от головной боли, следует тщательно расчесать, собрать волосы с гребешка, опустить в воду и вылить до корней ивы.
Старинные традиции празднования
В Вербное воскресенье женщины с маленькими детьми купали их в воде с пальмовыми почками. Они считали, что такой ритуал может избавить детей от недугов и придать телу больше здоровья и силы.
Родственники слабых и больных людей били их по телу ивовыми прутьями и при этом говорили: «Дух Святой, войди через иву — забери болезнь. Придет ива — болезнь заберет ». Считалось, что такой обряд помогает восстановить здоровье.
Хозяйки пекли печенье с добавлением ростков ивы, чтобы поправить здоровье и уберечь своих близких от болезней. Готовили также домашний скот, чтобы увеличить количество животных и защитить их от болезней.
После церковной службы верующие съели девять ивовых почек, чтобы уберечься от зубной боли и болезней. В этот день люди также забивали освященный пальмовый столб в углу дома. Они считали, что это поможет развеять страхи и укрепить решимость всех членов семьи.
Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
В стихирах праздника, прежде всего, указывается смирение Спасителя, скромно идущего на немом жеребце, и обращено к верующим с ликующей песней встречать Грядущего: «Блажен тот, кто произносит имя». Господа Осанна на высших небесах ». Тексты православного богослужения не только описывают события, произошедшие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности исполнение пророчеств Ветхого Завета. Первая пара (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержит пророчество патриарха Иакова сыну Иуды, что цари будут приходить из его семьи до появления Примирителя (т.е. Господа Иисуса Христа); во второй паре (Софония III, 14-19) пророчествуют триумф Сиона и ликование Израиля, потому что среди них есть Господь, Царь Израиля. В третьем парии (Захария IX, 9-15) предсказано торжественное вхождение Иисуса Христа в Иерусалим на молодом осле:
Ваш царь приходит к вам, праведный и спасительный; У нее кроткие манеры, она сидит на осле и жеребенке.
Канон изображает радость истинного Израиля, достойного стать свидетелем царского входа Господа в Иерусалим, а также злобу книжников, фарисеев и иудейских первосвященников, с которыми они ожидали триумфа сына Давида. Все живые призваны прославлять Господа, идущего навстречу свободным и спасительным страданиям.
У вечернего богослужения есть особенность, отличающая этот праздник от других: после Евангелия священник читает молитву на иве, в которой вспоминает голубя, принесшего оливковую ветвь Ною, и детей, приветствовавших Христа ветвями со словами: «Промытый по максимуму! Благословенно пришествие во имя Господа ». Придерживаясь Евангелия, верующие получают от священника несколько ветвей освященной ивы и держат их в руках до конца службы вместе с зажженными свечами. Вернувшись домой, верующие кладут иву к деревьям . иконы Прошлогодние «грозди» выбрасывать не принято, их сжигают или опускают в реку.
В Апостоле (Фил. IV, 4, -9) верующие призываются к кротости, миру, молитве и верности учению Христа. Евангелие повествует о входе Господа в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и Вифанской вечери.
Тропарий праздника объясняет нам духовное значение торжественного входа Господа в Иерусалим:
общее воскрешение перед собственной страстью ўwersz, и 3s8 dead в € dv1igl є3s2 lazarz hrte b9e dark and3 we2 ћkw trinity, победоносные изображения по-прежнему для вас, победитель1, die crying, nsanna in 8 external blgswen gzdhi in2 and3mz dne.
Русский текст:
Вселенское воскресение перед лицом ваших страданий, свидетельствующее о том, что из мертвых вы воскресили Лазаря, Бога Христа.Поэтому мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе, Победителю смерти: Осанна в высших небесах! Блаженны ходящие во имя Господа!
Кондак к празднику церковнославянский текст:
На pt0le на nb7si, на кости на Земле2 мы приносим 1 xrte b9e, t ѓнGl похвалу и 3 t child1 похвалу простых чисел, которые называют ti, благословения є3si2 приходят и уходят.
Русский текст:
Христос Бог, восседающий на престоле и на земле на осленке, вы получили песню от детей и хвалу от ангелов, которые восклицали: «Благословен Господь, пришедший призвать (из ада) Адама.
Католическое Вербное воскресенье
Для христиан-католиков Вербное воскресенье называется Вербным воскресеньем или неделей Вайи. Праздник отмечается за неделю до католической Пасхи.
В этот день начинается торжественное богослужение с пешеходного шествия вокруг церкви, которое символизирует встречу еврейского народа с Иисусом Христом. В нем священник и прихожане держат зажженные свечи, пальмовые ветви и поют гимн Христу-Царю и библейские песни. По окончании службы освящаются пальмовые ветви.
Символы и традиции праздника в разных странах
Главный символ Вербного воскресенья в России и других православных странах СНГ — ива, или падуб. В зависимости от географического положения и исторических традиций народа праздник может иметь и другие атрибуты:
- Финиковая пальма — у христиан, проживающих в странах Средиземноморья.
Пальмовые ветви были первым символом праздника. Они представляли ветви, которыми жители Иерусалима встретили Иисуса Христа. - Оливковое дерево растет в Швейцарии и Италии.
В Швейцарии этот день называют оливковым воскресеньем.
В Италии оливковое дерево считается символом мира. Освященную веточку принято дарить человеку, с которым вы хотите помириться. - Кокосовая пальма — на Филиппинских островах. Из его листьев получаются букеты, которыми торжественно прославляют Иисуса Христа.
- Грецкий орех — символ праздника в Австрии. Накануне этого дня жители села собирают толстые ростки орехов, которые украшают сладостями, цветами и лентами.
- Сушеные цветы встречаются в Польше и Литве. В этих деревнях в Вербное воскресенье появляются грозди сухих побегов злаков, колосья пшеницы, можжевельника и синие бумажные цветы.
- Тис находится в Англии.
- Апельсин находится во Франции. Задолго до Вербного воскресенья французы проращивают семя апельсина в цветочном горшке. Накануне праздников молодые проросшие побеги украшают лентами и берут с собой на службу.
Правила и особенности храмового богослужения в этот день
Праздник внесен в список двенадцати праздников, подтверждающих его происхождение и укрепляющих веру в него. Значение праздника трудно переоценить, особенно учитывая тот факт, что случившееся упоминается во всех писаниях Христа того периода. Православные христиане всех стран встречают надежду на очищение души и помыслов. Праздник включает в себя серию богослужений, проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.
Храмовые службы в день входа Господа в Иерусалим со временем изменились. На протяжении веков они происходили по-разному, несмотря на схожие характеристики при выполнении определенных ритуалов. Стоит упомянуть одну из первых традиционных служб по иерусалимскому канону. Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе шествия шел епископ, который должен был сесть на осла.
На службе Константинополя до 12 века праздник отмечался в храме 40 мучеников Севастийских. Служба прошла утром, патриарх прибыл в храм на осле или лошади в память о въезде Христа в Святой город на осле.
Вход Господа в Иерусалим, несмотря на его важность, не имеет предварительных и подготовительных церковных служб. Во многом это связано с тем, что ей предшествует Лазаревская суббота — праздник чуда воскресения самого Лазаря, который в свою очередь имеет определенные параметры богослужений, проводимых в церквях. Поэтому его отмечают в день его завершения. Сам праздник отмечают православные христиане со всего мира. К празднику присоединяются и другие представители христианской конфессии.
В традициях Русской Православной Церкви до начала XVIII века важной частью празднования является ослиное шествие. По этой причине вокруг города проходил крестный ход, во главе которого патриарх ехал на осле, в руках которого были крест и Евангелие. Вместо осла могла выступать одетая лошадь, но в остальном чин шествия не менялся. В современной традиции праздник включает крестный ход, в котором участвуют служители церкви и простые верующие.
Церковная служба в этот день включает в себя празднование обеда, большое чтение и утреннюю службу. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь из Лазаря с субботы на воскресенье предполагает ночные бдения. Время проводится в молитве, держась за свечи, листву или ветки ивы.
Также с наступлением утра и окончанием утренней службы вокруг храма проходит крестный ход. Во время молебна освящают вайю или ивовые ветви и окропляют святой водой, как это принято в русской православной традиции. Светящаяся ива символизирует этот праздник, возможность искупления человеческих грехов.
Питание проводится в субботу вечером накануне праздников. Учитывая строгость голодания в дни его окончания, сегодня вечером разрешается расслабление. В частности, до конца поста категорически запрещено есть рыбу.
В этот день обязательно посещение храма, чтение молитвы. Иди на исповедь, участвуй. День следует проводить на праздных занятиях без работы. Торжественность дня имеет самый большой контраст с последующей Страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.
Почему праздник называют Вербным воскресеньем
Когда Иисус встретился в Иерусалиме, люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», помимо прочего, означает «носитель пальмы». Во время паломничества человек нес пальмовую ветвь, символ чистоты, как знак того, что он находится в чистом и прямом путешествии. Это был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса так приветствовали, потому что он был чудотворцем и Мессией. И, если возможность накормить пять тысяч человек еще не вызвала восхищения и удивления у всех, то воскресение Лазаря было безоговорочным свидетелем. Иисус вошел в Иерусалим на осле, чего царь земли никогда не сделал бы в те дни, но Царь небесный поступил бы во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветное пророчество о том, что «кроткий царь войдет в Иерусалим». Однажды Иисус бежал на осле от солдат Ирода в Египет, куда его увезли в младенчестве. Осел привел его в Иерусалим как Мессию.
Неслучайно Иисус вошел в Иерусалим на осле. Сидя на коне, он неизбежно поднимался над всеми, кто его встречал. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но когда Бог превратился в человека, он решил войти в Иерусалим, как и те, кто приветствовал его. Поэтому он ехал на осле, шаг которого скромный и спокойный, о котором поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:
Они Господа — посмотрите что!
Они Господа — посмотрите что!
он действительно настоящий герой!
Без страха и трепета в смертельном бою
Возглавьте верную систему!
И полумесяц над головой
И его конь мчится стрелой!
А наш, наш — смотри, сынок —
А наш на осле — щелкни и щелкни —
К его смерти.И это Господь — это там!
Это действительно дает покой,
Дарит вкус вечного покоя
Между мирским танцем!
Махнув рукой на морде страсти,
В позе лотоса она скрыта тишиной,
Святой светится пустотой.
А наш, наш — увы, сынок, —
А наш на осле — щелкни и щелкни —
К его смерти.А это Господь — вау!
Он действительно властелин земли!
Этот мир, этот век, этот мозг — это мозг
она уже давно у него под каблуком.
Его веселая толпа вокруг престола
— Эван евое! — человечество танцует.
Может быть, ты и я тоже.Но наши, наши, не плачь, сынок, —
Но наш на осле — щелкни и щелкни —
К его смерти.
При встрече с Его страшной смертью,
Чтобы встретить свою и мою смерть!
Не плачь, она его не бросит,
Нигде не спрятаться!
Однако Иисуса встретили словами «Осанна Сыну Давидову!» Дети кричали, чтобы исполнить пророчество о том, что хвала Господу будет «из уст детей». Фарисеи испугались этих слов и попросили: «Скажи им — молчите», на что Иисус ответил: «Если они молчат, камни закричат». И они продолжали громко хвалить его за чудеса, которые они видели раньше. Ученики думали, что Иисус идет на престол и что он идет на Крест. Ждали следующего благополучия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Даже православные, почитающие Иисуса, с нетерпением ждут следующей Страстной недели.
Хотя Иисуса провозгласили Царем, он плакал, войдя в Иерусалим, оплакивая свою будущую судьбу. Он испытывал сострадание к Иерусалиму, хотя тогда для этого не было никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Разрушение Иерусалима в 70 г н.э оправдало предсказание катастрофы в эпоху процветания и великолепия, когда никто другой не мог об этом подумать. Скромно войдя на осле, Христос, тем не менее, получил почести как Победитель. В то же время он смиренно принял будущие страдания и посоветовал своим ученикам не бояться их. Зная, что его ждет, он был спокоен и только оплакивал судьбу разрушенного города. Он знал, что его ждет смерть, причем мучительный конец, но он также знал, что смерть будет отменена, она не будет иметь значения в Царстве Небесном, которое не имело ничего общего с земным царством. Но его ждали и публика, и ученики. После воскресения Лазаря они верили, что произойдут еще большие чудеса, свергнут враги, и Иисус будет казаться грозным и подавляющим. Но мы знали Христа другим, и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием процветания в нашем мире.
В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, тёплого времени года, веточкой ивы.
Смысл праздника и его значение в наши дни
Вербное воскресенье еще раз показывает нам значение воплощения Христа. Господь приходит в мир не для того, чтобы доставлять людям мирские радости, а для того, чтобы в вечности воссоединить человека с Творцом. Христос пришел не для того, чтобы «бороться с режимом» римлян, но чтобы засвидетельствовать людям воскресением Лазаря за четыре дня, что существование человека не заканчивается земной жизнью.
Поклонение Богу при его входе в Иерусалим говорит нам о том, что христианство — это вера свободного выбора. Господь никого не заставляет верить в себя. Но события пира показывают, что человеческая душа, восхищенная величием Бога, радуется радости встречи с ним и выходит поклоняться ему.
Господь показал Своим нечестивым, книжникам и фарисеям, что Он не ложный Мессия, а Тот, кто действительно пришел спасти человечество, отпавшее от печати смерти. Вербное воскресенье ознаменовало начало событий Страстной недели, во время которой Бог совершил дело спасения человечества. Он был схвачен, осужден, распят. Он умер, сошел в ад, вывел праведных и воскрес. Исправьте смерть смертью. И говорит нам, что смерти нет, но есть жизнь вечная.
И всякий, кто исполняет волю Бога, будет с ним в этой вечной жизни. Навсегда.
Читайте также: Краткие вечерние молитвы: слушать онлайн бесплатно