- Вербное воскресение. Событие праздника
- Смысл праздника и его значение в наши дни
- Суть библейского события
- Вербное воскресение. История праздника
- Традиции празднования
- Приметы погоды
- Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
- Правила и особенности храмового богослужения в этот день
- Молитвы
- Вход Иисуса Христа в Иерусалим
- «Шествие на осляти»
- Церковные традиции
- Проповеди
- Вербное воскресение в народных традициях
- Что нельзя делать в Вербное воскресенье
- Вход Господень в Иерусалим. Иконы
- Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим
- Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
Вербное воскресение. Событие праздника
Торжественному въезду Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскресения Лазаря из Вифании. Мы находим трогательный рассказ об этом событии в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария были немедленно посланы, чтобы рассказать об этом Спасителю. Лазарь рано умер и был похоронен, и только через четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы!» — сказала Марта. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел в пещеру, где был похоронен. Когда камень отвалили, Господь помолился, а затем громким голосом закричал: «Лазарь, выйди!» И Лазарь, закутанный в саван, вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.
Икона «Воскресение Лазаря». Великий Новгород, 15 век
Господь воскресил мертвых первым, сразу после смерти. Но особенно шокировало это чудо всех присутствующих, ведь от умершего уже исходил запах гниения, его похоронили и пролежали в гробу несколько дней. Многие, кто видел и слышал об этом событии, уверовали во Христа.
Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где собралось множество паломников перед ветхозаветным праздником Пасхи, его провозгласили победителем. Книжники и первосвященники, ища хоть малейшего повода убить Иисуса Христа, хотели убить воскресшего. Лазарь скрылся и позже стал первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.
Вступление Господа в Иерусалим, его торжественное собрание описывают все четыре евангелиста. Ученики, по повелению Господа, принесли ему осла и осла, на которых они расстелили свои одежды, и он сел на них. Множество людей, узнав о великом чуде, встретили Спасителя: расстелили свои одежды на дороге, другие положили срезанные ветви. Приветственные и сопровождающие громко воскликнули:
Осанна сыну Давыдова! Блажен грядущий во имя Господа! Осанна в высшем!
Осел и осел, которые еще не прошли под седлом, символизировали Израиль Ветхого Завета и язычников, которые также верили во Христа. Евангелисты обращают внимание на то, что Иисус Христос, как Сын Давидов, входит в Иерусалим на молодом осле, как Давид после победы над Голиафом.
Народ приветствовал Христа как победителя и торжествующего, но Господь пошел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти римских захватчиков. Он пошел на крестные страдания и смерть. Страстная неделя начинается в Вербное воскресенье. Через несколько дней снова соберется много людей. Но на этот раз толпа закричит: «Распни его, распни его!»
Смысл праздника и его значение в наши дни
Вербное воскресенье еще раз показывает нам значение воплощения Христа. Господь приходит в мир не для того, чтобы доставлять людям мирские радости, а для того, чтобы в вечности воссоединить человека с Творцом. Христос пришел не для того, чтобы «бороться с режимом» римлян, но чтобы засвидетельствовать людям воскресением Лазаря за четыре дня, что существование человека не заканчивается земной жизнью.
Поклонение Богу при его входе в Иерусалим говорит нам о том, что христианство — это вера свободного выбора. Господь никого не заставляет верить в себя. Но события пира показывают, что человеческая душа, восхищенная величием Бога, радуется радости встречи с ним и выходит поклоняться ему.
Господь показал Своим нечестивым, книжникам и фарисеям, что Он не ложный Мессия, а Тот, кто действительно пришел спасти человечество, отпавшее от печати смерти. Вербное воскресенье ознаменовало начало событий Страстной недели, во время которой Бог совершил дело спасения человечества. Он был схвачен, осужден, распят. Он умер, сошел в ад, вывел праведных и воскрес. Исправьте смерть смертью. И говорит нам, что смерти нет, но есть жизнь вечная.
И всякий, кто исполняет волю Бога, будет с ним в этой вечной жизни. Навсегда.
Суть библейского события
Все четыре Евангелия говорят о входе Христа в Иерусалим (Мф 21: 1-11; Мк 11: 1-11; Луки 19: 29-44; Иоанна 12: 12-19).
Трое евангелистов пишут, что Иисус, приближаясь к городу, приказал двум ученикам принести осла, на которого никто никогда не забирался, в другом Евангелии (от Иоанна) просто цитируется, что Христос, найдя осла, сел на него. Так Иисус Христос на осле поехал в Иерусалим, и люди, которые уже знали, что чудо воскресения праведного Лазаря произошло накануне, торжественно приветствовали Иисуса и расстелили свою одежду и пальмовые ветви, срезанные с деревьев в Его доме путь.
Чем объясняется эта радость и эти слова? Прежде всего, как уже было сказано, ликованием по поводу сотворенного Христом чуда воскресения Лазаря. Важно, что в древности на Востоке королей принимали с такой торжественностью. Это еврейский обычай: правители, которые победно вернулись после победы над врагами, въезжали в город на лошадях или ослах, и люди встречали их пальмовыми ветвями и цветами (отсюда и другое название праздника — Неделя цветов).
Таким образом, становится понятен смысл действий людей, встретивших Иисуса: поверив во Христа, люди были готовы признать его царем.
При этом, несмотря на торжественность и легкость застолья, в нем сосредоточена и другая часть. Помимо того, что Вербное воскресенье, так сказать, открывает Страстную неделю и предвосхищает крестную смерть Христа, распятого на пятый день после описанных событий, Церковь скорбит, потому что те самые люди, которые искренне приветствовали Христа и кричали: « Осанна!» очень скоро они закричат: «Распни его, распни его!»
Вербное воскресение. История праздника
Праздник входа Господа в Иерусалим известен с первых веков христианства. Еще в III веке об этом упоминает в своем учении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят, что праздник отмечается торжественно, многие верующие идут в этот день торжественным шествием с ветвями в руках. Поэтому праздник получил другое название — Неделя Вая или Цветочное подшипник. В России именно в этот момент цветут пушистые сережки. Отсюда и популярное название фестиваля — Вербное воскресенье. В этот день разрешена еда с рыбой. Накануне, в Лазаревскую субботу, принято есть икру.
Традиции празднования
Подобно жителям Иерусалима, приветствовавшим Иисуса Христа ветвями пальмы, в 6-е воскресенье Великого поста прихожане идут в храм с ветвями местных растений. В России традиционным праздничным растением вместо «вайя» является ива.
Почему? На самом деле это в основном дань «северному» климату. В нашей стране ива — одно из тех растений, которые весной распускаются раньше других, дают бутоны, подающие после зимы признаки пробуждения жизни.
Иву освящают в храмах накануне, в субботу вечером на всенощном бдении: после чтения Евангелия читают 50-й псалом, затем ветки окропляют святой водой. Затем их раздают молящимся, и прихожане до конца службы стоят с ивой и зажженными свечами. Окропление обычно повторяется в самое Вербное воскресенье во время литургии (отслуживается литургия Иоанна Златоуста).
В Вербное воскресенье к трапезе разрешена рыба.
Приметы погоды
По погоде во время этого праздника наши предки могли предсказывать объемы следующего урожая и делать прогнозы на весь год. Вот самые известные приметы Вербного воскресенья:
— Хорошая погода в этот день — к богатому урожаю.
— Windy — для прохладного лета.
— Внезапно ударил мороз — в этом году урожай пшеницы будет больше, чем когда-либо.
— Если апрель выдался достаточно жарким, чтобы увидеть в этот день серьги из дерева, то это тоже хороший год. Чем больше сережек, тем больше фруктов, овощей и зерен вы сможете собрать осенью.
По времени Вербного воскресенья наши предки могли предсказывать объем следующего урожая
Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
В стихирах праздника, прежде всего, указывается смирение Спасителя, скромно идущего на немом жеребце, и обращено к верующим с ликующей песней встречать Грядущего: «Блажен тот, кто произносит имя». Господа Осанна на высших небесах ». Тексты православного богослужения не только описывают события, произошедшие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности исполнение пророчеств Ветхого Завета. Первая пара (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержит пророчество патриарха Иакова сыну Иуды, что цари будут приходить из его семьи до появления Примирителя (т.е. Господа Иисуса Христа); во второй паре (Софония III, 14-19) пророчествуют триумф Сиона и ликование Израиля, потому что среди них есть Господь, Царь Израиля. В третьем парии (Захария IX, 9-15) предсказано торжественное вхождение Иисуса Христа в Иерусалим на молодом осле:
Ваш царь приходит к вам, праведный и спасительный; У нее кроткие манеры, она сидит на осле и жеребенке.
Канон изображает радость истинного Израиля, достойного стать свидетелем царского входа Господа в Иерусалим, а также злобу книжников, фарисеев и иудейских первосвященников, с которыми они ожидали триумфа сына Давида. Все живые призваны прославлять Господа, идущего навстречу свободным и спасительным страданиям.
У вечернего богослужения есть особенность, отличающая этот праздник от других: после Евангелия священник читает молитву на иве, в которой вспоминает голубя, принесшего оливковую ветвь Ною, и детей, приветствовавших Христа ветвями со словами: «Промытый по максимуму! Благословенно пришествие во имя Господа ». Придерживаясь Евангелия, верующие получают от священника несколько ветвей освященной ивы и держат их в руках до конца службы вместе с зажженными свечами. Вернувшись домой, верующие кладут иву к деревьям . иконы Прошлогодние «грозди» выбрасывать не принято, их сжигают или опускают в реку.
В Апостоле (Фил. IV, 4, -9) верующие призываются к кротости, миру, молитве и верности учению Христа. Евангелие повествует о входе Господа в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и Вифанской вечери.
Тропарий праздника объясняет нам духовное значение торжественного входа Господа в Иерусалим:
общее воскрешение перед собственной страстью ўwersz, и 3s8 dead в € dv1igl є3s2 lazarz hrte b9e dark and3 we2 ћkw trinity, победоносные изображения по-прежнему для вас, победитель1, die crying, nsanna in 8 external blgswen gzdhi in2 and3mz dne.
Русский текст:
Вселенское воскресение перед лицом ваших страданий, свидетельствующее о том, что из мертвых вы воскресили Лазаря, Бога Христа.Поэтому мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе, Победителю смерти: Осанна в высших небесах! Блаженны ходящие во имя Господа!
Кондак к празднику церковнославянский текст:
На pt0le на nb7si, на кости на Земле2 мы приносим 1 xrte b9e, t ѓнGl похвалу и 3 t child1 похвалу простых чисел, которые называют ti, благословения є3si2 приходят и уходят.
Русский текст:
Христос Бог, восседающий на престоле и на земле на осленке, вы получили песню от детей и хвалу от ангелов, которые восклицали: «Благословен Господь, пришедший призвать (из ада) Адама.
Правила и особенности храмового богослужения в этот день
Праздник внесен в список двенадцати праздников, подтверждающих его происхождение и укрепляющих веру в него. Значение праздника трудно переоценить, особенно учитывая тот факт, что случившееся упоминается во всех писаниях Христа того периода. Православные христиане всех стран встречают надежду на очищение души и помыслов. Праздник включает в себя серию богослужений, проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.
Храмовые службы в день входа Господа в Иерусалим со временем изменились. На протяжении веков они происходили по-разному, несмотря на схожие характеристики при выполнении определенных ритуалов. Стоит упомянуть одну из первых традиционных служб по иерусалимскому канону. Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе шествия шел епископ, который должен был сесть на осла.
На службе Константинополя до 12 века праздник отмечался в храме 40 мучеников Севастийских. Служба прошла утром, патриарх прибыл в храм на осле или лошади в память о въезде Христа в Святой город на осле.
Вход Господа в Иерусалим, несмотря на его важность, не имеет предварительных и подготовительных церковных служб. Во многом это связано с тем, что ей предшествует Лазаревская суббота — праздник чуда воскресения самого Лазаря, который в свою очередь имеет определенные параметры богослужений, проводимых в церквях. Поэтому его отмечают в день его завершения. Сам праздник отмечают православные христиане со всего мира. К празднику присоединяются и другие представители христианской конфессии.
В традициях Русской Православной Церкви до начала XVIII века важной частью празднования является ослиное шествие. По этой причине вокруг города проходил крестный ход, во главе которого патриарх ехал на осле, в руках которого были крест и Евангелие. Вместо осла могла выступать одетая лошадь, но в остальном чин шествия не менялся. В современной традиции праздник включает крестный ход, в котором участвуют служители церкви и простые верующие.
Церковная служба в этот день включает в себя празднование обеда, большое чтение и утреннюю службу. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь из Лазаря с субботы на воскресенье предполагает ночные бдения. Время проводится в молитве, держась за свечи, листву или ветки ивы.
Также с наступлением утра и окончанием утренней службы вокруг храма проходит крестный ход. Во время молебна освящают вайю или ивовые ветви и окропляют святой водой, как это принято в русской православной традиции. Светящаяся ива символизирует этот праздник, возможность искупления человеческих грехов.
Питание проводится в субботу вечером накануне праздников. Учитывая строгость голодания в дни его окончания, сегодня вечером разрешается расслабление. В частности, до конца поста категорически запрещено есть рыбу.
В этот день обязательно посещение храма, чтение молитвы. Иди на исповедь, участвуй. День следует проводить на праздных занятиях без работы. Торжественность дня имеет самый большой контраст с последующей Страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.
Молитвы
Из священных рукописей известно, что для освящения ветвей было написано четыре молитвенных текста. Нынешняя Православная Церковь приняла и использует только одну молитву: «Господь наш Христос, Бог наш, сядь на херувимов». Этот текст сохранился в богослужебных книгах как единственный канон. Но нет запрета на использование других молитв.
Перед чтением молитвы церковь окуривают дымом ветвей. В конце всех присутствующих окропляют святой водой и, прежде всего, ветвями ивы, которые они держат в руках.
Молитвенник содержит тексты для чтения во время литургии и ночного бдения. Церемония проводится в храме духовенством. Верующие могут присоединиться к ним в церкви или, с разрешения и благословения священника, всю ночь молиться дома. Но такая церемония доступна далеко не всем. Провести такой обряд могут только опытные христиане, знающие все тексты и имеющие опыт проведения длительных молитвенных служб.
Вход Иисуса Христа в Иерусалим
Евангелие от Матфея 21: 1-11; Марка 11: 1-10; Луки 19: 29-44 Иоанна 12: 12-19
За пятьсот лет до рождения Иисуса Христа пророк Захария предсказал пришествие Царя в Израиль: «Радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима; вот, царь твой идет к тебе, праведный и спасительный, кроткий, сидящие на осле и на осле, возносимый сын »(Захария 9: 9).
Во исполнение этого пророчества, чтобы войти в Иерусалим верхом на лошади как Царь, Иисус Христос послал двух учеников, чтобы они принесли ему осла с ослом, на котором еще никто не сидел. Ученики радостно накинули одежду на животное и усадили наставника.
Войдя в Иерусалим, Иисус Христос последовал обычаю иудейских царей. И как только он сел на осла, воздух содрогнулся от громкого торжествующего крика. Люди приветствовали Иисуса Христа как Мессию, как своего Царя. Теперь Иисус Христос принял вид поклонения, которого он никогда раньше не допускал. У людей не было возможности встретить его с должной пышностью и великолепием, но, преисполненные ликования, они прославляли его. Они не могли предложить Ему драгоценных даров, но расстелили свои одежды по Его пути и бросили перед Ним ветви маслин и пальм. Царских знамен для триумфального шествия у них не было, и, отрезав пальмовые ветви, они громко восклицали ими: «Осанна!»
Это был первый день недели. На Пасху собралось большое количество людей, и тысячи из них вышли приветствовать Иисуса Христа.
На протяжении всей своей жизни Иисус Христос никогда не разрешал празднования в его честь. Но он намеревался предстать перед всеми людьми как Искупитель. Он хотел привлечь внимание людей к жертве, которая должна была увенчать Его служение для падшего мира. Когда люди собрались на Пасху, Он, истинный Агнец, добровольно принес себя в жертву. Все факты, касающиеся этой жертвы, должны быть достоверными, чтобы не было никаких сомнений. Для этого было необходимо, чтобы на него обращались взоры всех людей.
Триумфальный выход должен был стать предметом всеобщих слухов и запечатлеть Иисуса Христа в памяти каждого. После Его распятия многие вспомнят это событие, обратятся к пророчествам и убедятся, что Иисус Христос был Мессией, и во всех странах число обращенных в веру будет увеличиваться.
Люди всегда присоединялись к шествию, прославляли Иисуса Христа. Постоянно раздавались возгласы: «Осанна Сыну Давидову! Блажен грядущий во имя Господа! Осанна на высшем небе!»
Многие фарисеи, наблюдая за происходящим, воспылали завистью и гневом. Опасаясь, что люди сделают Иисуса Христа царем, фарисеи решили пробиться сквозь толпу к Спасителю и обратились к нему: «Учитель! Запретите своих учеников ». Но ответ Иисуса Христа заставил их замолчать:« Я говорю вам, что если они будут молчать, камни будут плакать ». Это празднование произошло по воле Самого Бога. Это было предсказано пророком, и человек есть бессильны помешать исполнению того, что определил Бог.
Когда процессия достигла вершины холма, Иисус Христос, а за Ним и все множество людей остановились. Перед ними был Иерусалим во всей красе с великолепным храмом, который издавна был гордостью и славой еврейского народа. Глаза людей обращаются к Спасителю, и вместо ожидаемой радости они замечают тень печали на Его лице и слезы на Его глазах.
Иисус Христос плакал не потому, что предвидел свои страдания. Сердце Иисуса Христа пронзил вид Иерусалима, отвергнувшего Его, Сына Божьего. Сломленным голосом он воскликнул: «О, если бы ты, даже в этот твой день, знал, что твой мир нужен ! » Здесь Спаситель остановился и промолчал о том, каким был бы Иерусалим, если бы Он принял помощь, которую Бог хотел ему оказать. Если бы Иерусалим получил высшее знание, он стал бы царем царств, свободным и сильным, прославленным силой, дарованной Богом. Сын Божий столкнулся со славной судьбой, которая ожидает Иерусалим, если он примет своего Искупителя. Город мог стать могучей столицей всей земли. Иерусалим станет венцом славы для всего мира.
И сегодня, как всегда, Иисус Христос хочет собрать всех людей под свое крыло и благословить. Если мы не будем сопротивляться, мы будем в безопасности и счастливы в его руках.
По книге Елены Уайт «Желание веков
«Шествие на осляти»
В XVI-XVII веках на Руси, в Москве, Великом Новгороде и других крупных городах существовал обычай совершать крестный ход в праздник особым образом. В Москве торжественный крестный ход прошел от Успенского собора Кремля к Покровскому собору на рву (Собор Василия Блаженного), одна из приделов которого была освящена во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле во главе с царем. Чаще всего «осел» был символическим: лошадь, одетая в свет.
Западный боковой алтарь Храма Василия Блаженного (Покровский собор на Красной площади) освящен во имя входа Господня в Иерусалим
На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «ослиное шествие» было известно уже в IX-X веках. Самое раннее русское свидетельство этого обычая находится в расходных книгах Софийского собора в Великом Новгороде за 1548 год. Новгородский губернатор гнал осла, на котором сидел архиепископ. Крестный ход прошел от Софийского собора до церкви Входа в Иерусалим и обратно. Известно, что подобный обряд тоже проводился в 17 веке в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце 17 века обычай был отменен.
Празднование Вербного воскресенья на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия по Московии…». Середина 30-х — первая половина 40-х годов
Церковные традиции
Верующие заранее готовятся к Вербному воскресенью. За несколько дней до праздников срезают молодые веточки ивы, приносят их в дом и кладут в воду, чтобы они зацвели. Стоит выбирать первозданные деревья, где нет дупла, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать иву, которая растет вблизи кладбищ или водоемов. По поверью, на нем может отдыхать нечисть.
Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проводится ночное бдение. На службе священники читают Евангелие, 50-й псалом и окропляют ивовые ветви святой водой. Прихожане стоят с ветками и зажженными свечами до окончания службы. В воскресенье совершается литургия св. Иоанна Златоуста и повторяется освящение ивы.
На службе священники окропляют ивовые веточки святой водой
Проповеди
Основываясь на том, как описывается событие входа в Иерусалим, Библия митрополитами и священниками в ранге составляет проповеди. Их читают во время праздничной литургии.
При желании любой верующий может отойти, найти запись любой проповеди, названной в честь ее автора, и послушать ее.
Вербное воскресение в народных традициях
Некоторые популярные обряды и обычаи были приурочены к Вербному воскресенью. Утром крестьяне молились освященной ивой и, вернувшись домой, глотали пальмовые почки, чтобы уберечься от болезней и избавиться от всех недугов. В этот же день женщины сварили из теста орехи и раздали на здоровье всем членам семьи, не исключая животных. Освященная ива охранялась до первого пастбища для скота (23 апреля), и каждая благочестивая хозяйка выгнала скот со двора с помощью ивы, а сама ива затем «опускалась в воду» или застревала под крышей дома. Это было сделано с целью не только сохранить поголовье в целости и сохранности, но и правильно вернуться домой и не бродить по лесу несколько дней.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, ритуалы, легенды, суеверия и стихи «так описывают традиции Пальмовой недели.
«Вербная неделя, или неделя Вай, возрождается в нашей стране исключительно к празднику начала весны; Ива или ива, у которых еще не было листьев, цветет и поэтому как бы заявляет, что наша нордическая природа скоро вознаградит нас и всех, кто живет на земле, новыми благословениями. Сам праздник Воскресения Лазаря служит символом обновления, возрождения могущественной природы. Во время Вербного воскресенья в столицах открываются детские базары, где в основном продаются детские игрушки, ивы, цветы и сладости, как бы на память о том, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны ей радоваться и, глядя на игрушку, он познает суть своего будущего, поскольку каждая игрушка представляет собой визуальную грамотность, визуальное обучение, которое развивает дальнейшее понимание у ребенка, приближает его к жизни и развивает его мышление через ясность, сравнение действия и изображения. В Лазаревскую субботу все желающие могут съесть икру, нежирные оладьи и различное кулинарное печенье.
В Вербное воскресенье, возвращаясь из церкви с освященными веточками ивы, деревенские женщины плетут ими своих детей, говоря: «Сальце, хлестайте его, бейте его до слез!» В Нерехте крестьянки готовят ягнят в Вербное воскресенье и, выйдя из храма, кормят этими ягнятами скот, засовывают иву в скит у иконы святого Иконы и хранят ее круглый год до Георгия Победоносца. Эта привычка сохраняется во многих провинциях. Известно, что наш первый весенний выпас скота начинается в День Святого Георгия. В этот день крестьяне берут годовалую иву, омывают ее святой водой, окропляют ею скот во дворе, а затем хлестают скот этой ивой, говоря: «Господи, благослови и награждай здоровье!» А иногда просто: «Благослови, Господи, и будь здоров» .. и с ивой в руке уводят на пастбище. Освященная ива пользуется большим уважением и обычно целый год хранится у благочестивых русских людей для картинок. В некоторых провинциях ива, освященная в Вербное воскресенье, используется как хорошее лекарство и добавляется в суп для больных коров или телят».
Что нельзя делать в Вербное воскресенье
В этот день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом: рубить дрова, работать в саду. Не рекомендуется готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются заранее приготовить праздничные угощения для семьи. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать или расчесывать голову.
Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Необходимо только заранее согласовать со священником время проведения мероприятия и подготовить все необходимое для проведения мероприятия. Но венчаться в этот день по уставу Православной церкви запрещено, так как праздник приходится на Великий пост. Единственным исключением может быть согласие епископа, который управляет церковью.
Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим. Иконы
Изображения Спасителя верхом на осле известны уже в раннехристианском искусстве.
Вход Господа в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, 14 век
Практически все изображения входа Господа в Иерусалим имеют общую композиционную схему, но существенно отличаются в деталях. Христос, благословляя десницу, восседает на осле, в сопровождении двух апостолов, которые разговаривают друг с другом. Один из них, согласно устойчивому иконографическому типу, определяется как Петр, а вторым апостолом, довольно молодым, может быть Фома, Филипп или Иоанн. В нижней части композиций изображены дети, ликующие пришествие Спасителя. Обязательным элементом иконографии праздника является изображение Масличной горы.
Вход Господень в Иерусалим. Первая половина 16 века Музей им. Андрей Рублев
Значительные изменения в иконографии входа Господа в Иерусалим произошли между 14 и началом 15 веков. Теперь Спаситель часто предстает в сложной перспективе: вернуться к Апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, новгородских табличек и многих других.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, 16 век
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина 15 века
На изображениях Пскова XVI века Спаситель изображен сидящим, поставив ноги вперед, а левое плечо повернуто к зрителю, так что он входит в Иерусалим почти спиной вперед.
Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина 16 века
Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим
В 30-е годы нашей эры вокруг Священного города стали появляться слухи о неком путешественнике, творившем чудеса, исцеляя неизлечимо больных и воскрешая мертвых. Люди настаивали на том, чтобы слепые получили зрение, а прокаженные получили здоровую кожу. Эти чудесные метаморфозы осуществил Иисус Христос, которого называли Спасителем человечества.
Вскоре у Сына Божьего появилось колоссальное количество последователей, распространяющих добрые слова о своем учителе. Обычные люди видят во Христе счастливое будущее и освобождение от римского ига.
Правительство Священного города не разделяло торжественного настроения людей, потому что Мессия был аргументом, который мог полностью поколебать или разрушить существующий порядок.
И вот настал день входа Господа в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос уехал в столицу Иудейского царства. Сын Божий попросил своих учеников найти осла, чтобы войти в город и поехать на животном к главным воротам. В те времена въезд в город верхом на лошади считался объявлением войны, поэтому Спаситель выбрал существо, которое проявляло его чистые намерения.
Встречавшие радовались и шли по пути Христа с пальмовыми листьями и в собственной одежде, проявляя уважение и бесконечную любовь к Сыну Божьему. Дети, матери, отцы и старшие бежали за ослом, размахивая ветвями. Православный праздник Вхождение Господа в Иерусалим символизирует веру еврейского народа в Спасителя, Бога-Отца, пришедшего принести добро и согласие. Однако через четыре дня эта же масса людей попросит распятия Мессии.
На заметку! В письме Мэтью говорится о паре животных: осле-матери и осле. В текстах есть противоречие, когда говорится, что он сидел на них одновременно. Предлагается несколько вариантов решения проблемы. Самый рациональный — было два животных, чтобы юноша не испытывал страха и волнения перед шумными людьми при входе.
Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
Во многих древних городах церкви были построены в честь входа Господа в Иерусалим в 14-15 веках. До сих пор они в основном сохранились в реконструированном виде. Так, храм Великого Новгорода, построенный в 1336 г владыкой Василием, был разобран «на разорение» в 1759 г. Тогда же началось строительство нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней; здесь находится лекционный зал.
Строительство храма в честь входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде
Часто храм не был самостоятельным, но считался нефом главного собора города, даже если стоял отдельно. Может, это связано с обрядом «ослиное шествие»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси, строительство храмов в честь входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел Храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и другие города совпадают.
Настоятелем Юрьевецкого собора Поволжья (ныне Ивановская область) был протоиерей Аввакум. Правда, прослужил он там недолго, всего восемь недель. Новый протоиерей был настолько строг со своей паствой, стараясь поправить людей, привыкших к распутной жизни, что они чуть не забили его до смерти! Воевода поставил охрану вокруг дома и не позволил завершить казнь. Восстание не утихло, и протоиерей Аввакум был вынужден бежать в Кострому, а затем в Москву, где впоследствии служил в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был перестроен в 18 веке и сохранился до наших дней.
Рядом с колокольней находится пятиглавый собор, названный в честь Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце 18 века). Его настоятелем недолго был протоиерей Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г
В честь входа Господня в Иерусалим освящена часовня Успенского собора в городе Белозерске Вологодской области. Церковь построена в 1553 году. Архитекторы-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря был выбран образцом для строительства Успенской церкви. Сохранилась легенда, что в 1613 году Успенская церковь была разрушена и осквернена поляками, которые держали здесь лошадей и развели костер.
Успенский собор в Белозерске Вологодской области
В честь входа Господня в Иерусалим освящен боковой алтарь Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте ранее существовавшего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном фундаменте. В конце 14 века была построена небольшая белокаменная церковь с цоколем. В 1484 году старый был разобран и отстроен заново. Строительство нового собора продолжалось до августа 1489 года. Построившим его псковским зодчим удалось придать храму внушительное величие, прекрасно сочетающееся с изысканным убранством. В 1563-1564 годах по приказу Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.
Благовещенский собор Московского Кремля
В честь входа Господня в Иерусалим освящен боковой алтарь Покровской церкви на рву в Москве. Покровский собор расположен на Красной площади, недалеко от Спасских ворот и Казенного поля. Первоначально здесь была построена каменная церковь Святой Троицы, получившая название «Троица на рву», потому что глубокий и широкий ров охватил всю площадь кремлевских стен, засыпанный только в 1813 году. Рядом с ним был похоронен святой Василий Блаженный каменная церковь, во имя святого юродивого Христа… 1 октября 1554 года по велению Ивана Грозного в честь победы Казани была освящена деревянная Покровская церковь с семью приделами. Он простоял меньше года и был разобран, а на его месте поставили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Его основная часть была возведена осенью 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561 года, собор был освящен целиком, и этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли созданный храмом текст «летописи», выполненный по кругу в переходах от восьмиугольника к шатру и на шатре края шатра Покровской церкви: По приказу благочестивого царя великого князя всея Руси Ивана Васильевича самодержца и его благородных сыновей при царевиче Иване и царевиче Феодоре с благословения митрополита всея Руси Макария этот Святая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была завершена летом 7069 года 29 июня в память святых и всех апостолов и Павла в честь и славу Святой Троицы ». Это дает дату 29 июня 1561 года, когда строительство церкви было завершено. В 1588 году была добавлена десятая церковь Сан-Базилио-иль-Беато. В конце XVI века на месте первоначальной крышки, сгоревшей при очередном пожаре, появились фигурные главы собора. В дальнейшем собор несколько раз перестраивался. Во второй половине XVI-XVII в. Покровский собор был смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: сюда из Успенского собора в Кремле отправили торжественное церковное шествие во главе с царем и патриархом, получившее название «шествие на осле». За четыре с половиной столетия Покровский собор стал свидетелем всех значимых событий в истории России: рядом с ним проходили коронационные шествия и торжественные крестные ходы, оглашались государственные указы и составлялись петиции, кипела жизнь города качаться вокруг него.
Покровский собор на рву в Москве
Старообрядческих церквей, освященных в честь этого праздника, нет.
Читайте также: Воздвижение Креста Господня: история праздника