- Что такое Воздвижение Креста Господня
- Когда отмечается Воздвижение Креста Господня
- Народные приметы
- Воздвижение: традиции и обряды
- Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня
- Иконография
- События Крестовоздвижения
- История праздника Воздвижения Креста Господня
- Воздвижение Креста Господня. Иконы
- Чин Воздвижения Креста Господня
- Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
- Богослужение Воздвижения Креста Господня
- Смысл названия
Что такое Воздвижение Креста Господня
Полное название праздника — Благородное и животворное Воздвижение Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
Как гласит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это у горы Голгофа, где был распят Спаситель.
И второе событие — возвращение животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В 7 веке он был возвращен Иерусалиму греческим императором Ираклием.
Оба события объединяло то, что Крест был воздвигнут перед народом, то есть воздвигнут. В то же время они обращались к нему по очереди во все части мира, чтобы люди могли поклониться ему и разделить между собой радость обретения святилища.
Воздвижение Креста Господня — двенадцатый день празднования. Двенадцать праздников догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господа (посвященное Господу Иисусу Христу) и Богородицу (посвященное Богородице). Воздвижение Креста Господня — праздник Господа.
Когда отмечается Воздвижение Креста Господня
Русская Православная Церковь помнит Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).
У этого фестиваля один день до праздника и семь дней после праздника. Префеста — за один или несколько дней до большого праздника, службы которого уже включают молитвы, посвященные предстоящему празднику. Следовательно, афтерфест проходит в тот же день после праздника.
Отказ от праздника — 4 октября. Празднование праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемых с особой функцией, более торжественной, чем обычные дни после праздника.
Народные приметы
Согласно распространенному поверью, если в экзальтации грянет гроза, это означает, что на небесах происходит битва между светом и тьмой, которую можно выиграть силой Креста Господня. Поэтому в этот день люди, опасаясь грозы, старались крестом все заслонить. Кресты были нарисованы углем на стенах, воротах и заборах.
Считалось хорошим предзнаменованием видеть, как птицы летят на юг в Экзальтации. Если в этот день жарко и солнечно, значит, повезло.
Воздвижение: традиции и обряды
Возвышение в России совпало с концом бабьего лета. День был посвящен уборке поздних сортов капусты на зиму. Отсюда и русское название праздника — Капустник.
В деревнях в этот день массово рубили капусту для засолки. Это был целый ритуал, в котором активно участвовала молодежь. Девочки пели во время уборки капусты, а мальчики всячески с ними флиртовали. Церемония была похожа на жениха.
Позже традиция скетчей перешла в театральную среду: артисты устраивали вечеринки «самостоятельно», в которых было много шуток, импровизаций и, конечно же, спиртных напитков. Ради антуража в подарок подавали пирожки с капустой. Традиция театральных сценок жива и сегодня.
Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня
В этот день у православных соблюдается строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Еду можно заправлять только растительным маслом.
Иконография
Первые изображения, посвященные обретению Креста, сохранились в росписях и мозаиках греческой и русской церквей X-XI веков. На них появляются святые Константин и Елена, стоящие по обе стороны креста. Подобная версия была широко распространена в живописи XII-XIV веков. В последующие века иконография усложняется: сцены, иллюстрирующие паломничество Елены в Иерусалим, входят в состав икон и религиозных картин. Святые Константин и Елена. Фреска Фреска (от итальянского fresco — фреска) — вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную или сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делятся на доброфрески и сухофрески. Это определение также напрямую относится к выполненной таким образом работе. Сегодня этим термином называют любую роспись стен маслом, акрилом или гуашью. Подробнее Мартыревская Портик Софийского собора в Новгороде. 11 век. Источник фото Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Считается, что термин «мозаика» происходит от латинского musivum — посвящение музам. Такое возвышенное имя отлично вписывается в неординарное искусство, позволяющее создавать самые разнообразные и неординарные произведения. Подробнее Мозаика (от фр. Mosaïque — посвященная музам) — это вид прикладного монументально-декоративного искусства, заключающийся в создании изображения путем соединения и закрепления цветных камней, фрагментов плитки или глазури на определенной поверхности. Различают римские, флорентийские и византийские мозаики. Подробнее XI век в церкви Осиоса Лукаса в Фокиде, Греция
События Крестовоздвижения
Описание событий Воздвижения Креста Господня, произошедшего в четвертом веке, встречается у некоторых христианских историков, например у Евсевия и Феодорита.
В 326 году император Константин Великий решил любой ценой найти затерянное святилище: Крест Господень. Вместе со своей матерью королевой Еленой он отправился в поход на Святую Землю.
Было решено провести раскопки возле Голгофы, так как евреи хоронили орудия казни недалеко от места казни. И действительно, в земле они нашли три креста, гвозди и доску, которая была прибита к голове распятого Спасителя. По преданию, больной прикоснулся к одному из крестов и исцелился. Так император Константин и царица Елена выяснили, какой из крестов одинаковый. Поклонились святыне, и тогда Иерусалимский патриарх Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и воздвиг («воздвиг») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
В VII веке еще одно воспоминание было объединено с воспоминанием об открытии Креста Господня — о возвращении животворного Древа Креста Господня из персидского плена.
В 614 году персидский царь захватил Иерусалим и разграбил его. Среди других сокровищ он принес в Персию животворное Древо Креста Господня. Святыня пробыла у иностранцев четырнадцать лет. Только в 628 году император Ираклий победил персов, заключил с ними мир и вернул крест Иерусалиму.
Как сложилась дальнейшая судьба святилища, историки доподлинно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то разобрать и принести миру.
Теперь часть Креста Господня покоится в ковчеге на алтаре греческой церкви Воскресения в Иерусалиме.
История праздника Воздвижения Креста Господня
Как гласит предание, Крест Господень был куплен перед праздником Пасхи, светоносным воскресением Христа. Поэтому сначала Воздвижение Креста праздновали на второй день Пасхи.
В 335 г в Иерусалиме была освящена Церковь Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября (по старому стилю; по новому — 27 сентября). Прибывшие на хиротонию епископы со всей Римской империи рассказали всему христианскому миру о новом празднике.
Воздвижение Креста Господня. Иконы
В византийском искусстве иконография праздника Воздвижения Святого Креста изначально базировалась не на достоверном историческом эпизоде обретения Креста, а на изображении ордена Воздвижения Креста, которое совершалось ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображали как запрестольный образ. Первые изображения этого типа относятся к концу IX — началу XI века. Эту иконографическую версию использовали и русские иконописцы.
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 г |
Воздвижение Креста. Новгород. Конец 15 века |
Наиболее популярная тема иконы Воздвижения Креста Господня оформилась в русской иконописи XV-XVI веков. Крест Христов уже изображен как монументальный. В центре на высоком ступенчатом помосте стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Дьяконы держат его под мышками. Иногда крест украшают веточками растений. Позади можно увидеть большой одноглавый храм. На переднем плане часто изображались преклонившие колени прихожане и большое количество людей, приходивших поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены находятся по обе стороны от Патриарха с протянутыми в молитве руками или вправо.
Воздвижение Креста. Начало 18 века |
Воздвижение Креста. Палехские буквы середины XVIII века |
Чин Воздвижения Креста Господня
В России обряд Воздвижения Креста Господня известен с 13 века и является неотъемлемой частью богослужения в праздник Воздвижения Креста Господня. Имеет долгую историю. Самые ранние свидетельства этого ордена сохранились в так называемой Иеросалимской пушке, которая датируется временем ее возникновения, 634-644 годами. В нескольких памятниках мы обнаруживаем разнообразие в описании этого обряда: одни описывают, как совершается обряд во время службы Патриарха с сонмом священников, другие — просто священник с диаконом. Святитель Киприан Московский в письме к новгородскому духовенству от 1395 года писал, что в день Воздвижения Креста необходимо воздвигнуть Крест в каждом храме, даже если священник только один. В старом Московском Типиконе, напечатанном с 1641 г., появилось указание на то, что Крест ставится только в соборных церквях и монастырях, а в общих приходских церквях Воздвижения Креста существует только культ Креста, по чину вознесения. Неделя Креста. Этот обычай сохранился до наших дней: обряд Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ, взяв Крест и встав на восток (у алтаря), начинает первое возведение — поднятие Креста. Перед Крестом на некотором расстоянии стоит диакон, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и провозглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы по сто раз поют: «Господи, помилуй». В начале гимна «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крест на востоке, и пока первая половина центуриона поет, он медленно склоняет голову с Крестом как можно дальше, «на дюйм» с земли… » Когда поет вторая половина сотни, он медленно встает. Когда он поет «Господи, помилуй» в 97-й раз, епископ выпрямляется и, встав, трижды снова переходит на восток. Епископ возводит второе возведение, повернувшись на запад, третье на юг, четвертое на север и снова пятое на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого канторы поют обычные стихиры.
Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
В России праздник Воздвижения Святого и животворного Креста Господня объединил церковные и народные традиции. Издревле в день Воздвижения было принято возводить часовни и небольшие церкви, а также ставить кресты на строящихся храмах. В праздник Воздвижения на дороге также установили вотивные кресты в знак благодарности за избавление от напастей и моровой язвы. Иконы ставили в этот день, чтобы ходить по полям с молитвой о будущей жатве.
27 сентября также назвали третьим днем Осениных или Ставрова. Это был последний день бабьего лета, третья и последняя осенняя встреча. В России Возвышение еще называли Движением или Смещением — слова, обозначающие движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб будет «перемещаться» с поля на скотный двор, поскольку примерно в середине сентября обычно заканчивается уборка зерна и начинается обмолот. Они также сказали, что Возвышение «сдвинуло зипун, натянуло мех» или что в Возвышении «кафтан с мехом сдвинулся, а шапка опущена».
Праздник возвышения прошел быстро. Считалось, что «постящемуся в возвышении простятся семь грехов». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «О капусте хорошего мальчика Возвышение на крыльце» или «Дерзай, женщина, о капусте — Возвышение наступило», — говорили люди. По всей России крестьяне верили, что день Воздвижения был одним из тех, когда не следовало начинать никаких важных и значимых дел, так как все, что началось в этот день, либо закончится полным провалом, либо окажется безуспешным и бесполезным.
Однако, судя по некоторым поверьям, крестьяне совершенно не знали, в чем истинный смысл и значение церковного праздника честного и животворного Воздвижения Креста Господня. Люди твердо верили, что в день Воздвижения ни в коем случае нельзя идти в лес, так как нечисть может победить, а то и просто отправить крестьянина в мир иной. По словам крестьян, в день Воздвижения все гады «перемещаются», то есть выползают в место, под землю, от матери, где проводят всю зиму, до первого весеннего грома. В праздник Воздвижения крестьяне весь день тщательно закрывали ворота, двери и ворота, чтобы ублюдки по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и в нарах. Однако крестьяне считали, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как любая гад, ужалившая человека в это время, будет сурово наказана: всю осень, до первого снега и даже в снегу, тщетно ползать, не находя себе места, пока его не убьют морозы или пока вилы человека не проткнут.
Богослужение Воздвижения Креста Господня
В день Воздвижения Креста Господня совершаются ночное бдение и Литургия. Но сейчас они редко служат всю ночь, поэтому в центре внимания оказывается праздничное богослужение накануне праздников — всенощное бдение.
Возвышение — двенадцатый праздник Господа (посвященный Господу Иисусу Христу). Таким образом, его служба не связана с какой-либо другой службой. Например, память об Иоанне Златоусте перенесена на другой день.
Интересно отметить, что во время Крестовоздвиженской утрени Евангелие читается не в центре храма, а на алтаре.
Кульминация праздника — когда первосвященник или епископ в пурпурном облачении несет крест. Все верующие в храме целуют святилище, и предстоятель помазывает их святым маслом. Во время всеобщего культа Креста поется тропарий: «Кресту Твоему преклоняемся, Господи, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на кафедре до 4 октября, дня Воздвижения Воздвижения. Чтобы подать, священник несет крест к алтарю.
Смысл названия
В этот день христиане вспоминают не только легенду о поисках Креста у Голгофы, но и возвращение животворящего Креста из Персии, где он находился в плену с 614 года — 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий победил персов и вернул святилище Иерусалиму.
Оба события объединяет то, что Крест воздвигнут, то есть вознесен перед людьми. В то же время они обращались с ним по очереди ко всем частям мира, чтобы люди могли поклониться Кресту и разделить между собой радость обретения святилища.
Читайте также: Праздник Вход Господень в Иерусалим: история и традиции